Четверг, Сентября 21, 2017

Найти на портале

Челябинск - площадь революции

Банкротство индивидуального предпринимателя

(0 Голосов)

Вступление в силу нового  (третьего  по  счету)  Федерального закона от     26.10.2002    N    127-ФЗ    "О    несостоятельности  (банкротстве)"  - важное событие в экономической жизни  страны.  Этот Закон призван,  по  мнению специалистов, способствовать решению трех      задач.

Во-первых, оздоровлению   экономики   путем   избавления   от неэффективных предприятий.  Приватизация не  привела  к  появлению эффективных  собственников,  тысячи предприятий все еще не освоили ни  современных  методов  управления,  ни  основ  маркетинга,   ни действенных  систем  управления.  Банкротство  таких предприятий -  один из факторов повышения эффективности экономики.

Во-вторых, Закон  должен  защищать  интересы кредиторов.  Эта задача очень актуальна.  Создание  благоприятного  инвестиционного климата в стране - многоплановая проблема, требующая осуществления   ряда  законодательных  мер,  в  том  числе   и   совершенствования  законодательства о банкротстве.

В-третьих, Закон   должен    способствовать    восстановлению   финансовой     устойчивости,    платежеспособности    предприятий,  оказавшихся в сложном положении,  но  в  принципе  жизнеспособных,   потенциально перспективных.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).

Законодательство о       несостоятельности      (банкротстве) представляет собой  достаточно  сложный  комплекс  правовых  норм,     которые содержатся в целом ряде нормативных актов.

Основным законодательным  актом  в  данной  области  является      Гражданский   кодекс   Российской   Федерации,   который  содержит      отдельные    положения    о    несостоятельности     (банкротстве)      индивидуальных  предпринимателей  (ст.25  ГК РФ) и юридических лиц      (ст.65 ГК РФ).

Кроме того,  положения  о  банкротстве  содержатся и в других      статьях ГК РФ.  Например,  в случаях,  когда  стоимость  имущества      юридического   лица,  являющегося  коммерческой  организацией  (за      исключением  казенного  предприятия)  либо  действующего  в  форме      потребительского кооператива,  благотворительного или иного фонда,      недостаточна для удовлетворения требования  кредитора,  оно  может      быть ликвидировано только путем признания его банкротом (п.4 ст.61      ГК РФ).  Статья 64 ГК РФ устанавливает очередность  удовлетворения      требований  кредиторов  при ликвидации юридического лица,  которая      применяется в том числе и при удовлетворении требований кредиторов      при  несостоятельности  (банкротстве)  (ст.64 ГК РФ).  Гражданским      кодексом РФ за доведение до банкротства предусмотрена субсидиарная      ответственность  лиц,  которые  имеют  право  давать распоряжения,      обязательные для должника - юридического лица  либо  иным  образом      определять его действия (п.3 ст.56, п.2 ст.105 ГК РФ).

Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят

1. Гражданин считается  неспособным  удовлетворить  требования кредиторов   по   денежным   обязательствам   и   (или)  исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,  если соответствующие обязательства  и  (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое   лицо   считается   неспособным  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,  если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в  течение  трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Итак, под несостоятельностью       (банкротством)        понимается     неспособность  должника  удовлетворить  требования  кредиторов  по      денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность  по  уплате  обязательных   платежей.   В   основе  понятия  банкротства  лежит      презумпция,  согласно которой участник имущественного оборота,  не      осуществляющий платежи по гражданско - правовым договорам, а также  обязательные платежи в бюджет в течение длительного  срока  (более  трех  месяцев),  не  способен  погасить  свои  обязательства перед   кредиторами.

Статья 4 Закона гласит, что состав   и  размер  денежных  обязательств  и  обязательных      платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о      признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия  арбитражным  судом  заявления  о  признании      должника  банкротом  и заявленных после принятия арбитражным судом  такого заявления  и  до  принятия  решения  о  признании  должника  банкротом и об открытии конкурсного производства,  определяются на  дату  введения  каждой  процедуры  банкротства,  следующей   после      наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей,  возникших  до  принятия  арбитражным  судом  заявления о признании  должника банкротом и заявленных после принятия  арбитражным  судом      решения  о  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,   определяются   на   дату   открытия    конкурсного  производства.

Что же касается состава и размер денежных обязательств и обязательных платежей,      выраженных  в иностранной валюте, то они определяются в рублях по курсу,      установленному Центральным банком Российской  Федерации,  на  дату  введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

 Для  определения  наличия  признаков  банкротства  должника  учитываются:

-  размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности  за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги,

-  суммы займа  с  учетом  процентов,  подлежащих уплате должником,

-  размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер   задолженности,   возникшей  вследствие  причинения  вреда имуществу   кредиторов,   за   исключением   обязательств    перед гражданами,   перед  которыми  должник  несет  ответственность  за причинение вреда  жизни  или  здоровью,

-  обязательств  по  выплате  выходных пособий и  оплате  труда  лиц,           работающих  по  трудовому договору,  обязательств  по  выплате  вознаграждения  по авторским договорам,

- обязательств перед учредителями  (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

- размер обязательных   платежей   без    учета    установленных законодательством  Российской  Федерации  штрафов  (пеней)  и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению   за   неисполнение   или   ненадлежащее      исполнение обязательства неустойки  (штрафы,  пени),  проценты  за  просрочку платежа,  убытки,  подлежащие возмещению за неисполнение обязательства,  а также  иные  имущественные  и  (или)  финансовые санкции,  в  том  числе  за  неисполнение  обязанности  по  уплате      обязательных платежей,  не  учитываются  при  определении  наличия  признаков банкротства должника.

 Требования  кредиторов  по  обязательствам,  не  являющимся  денежными,  могут быть предъявлены в суд и рассматриваются  судом, арбитражным   судом   в  порядке,  предусмотренном  процессуальным   законодательством.

Из статьи 5 мы знакомимся с понятием текущих платежей. В  целях    Федерального  закона   под   текущими платежами   понимаются   денежные   обязательства  и  обязательные платежи,  возникшие после принятия заявления о признании  должника банкротом,  а также денежные обязательства и обязательные платежи,  срок исполнения которых наступил  после  введения  соответствующей   процедуры банкротства.Требования  кредиторов  по  текущим  платежам  не  подлежат      включению  в  реестр  требований кредиторов.  Кредиторы по текущим  платежам при проведении соответствующих  процедур  банкротства  не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Основные отличия нового Закона о банкротстве

Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ  "О  несостоятельности  (банкротстве)"  (далее  -  Закон  N 6-ФЗ) был направлен на решение  только одной  из  трех  указанных  задач  -  на  защиту  интересов  кредиторов.  Процедура  банкротства  была настолько упрощена,  что  каждому   предприятию,   имевшему   просроченную   на   3   месяца      задолженность   в  мизерном  размере  -  50  тыс.  руб.,  угрожала  ликвидация.  А ведь у нас примерно  40%  предприятий  убыточны,  и  каждому   из  них  угрожало  банкротство.  В  результате  Закон  о  банкротстве  из  средства  оздоровления  экономики  превратился  в источник  конфликтов,  привел  к разорению многих платежеспособных    предприятий.  Нередко кредиторы проявляли заинтересованность не  в  погашении   задолженности   должниками,   осуществлении   мер   по  финансовому  оздоровлению  предприятий,  а  в  их  банкротстве   и  овладении   имущественными   комплексами,  распоряжении  денежными  потоками.

Серьезным недостатком  прежнего  Закона  было,  по  существу, бесправное положение должника.  Конечно,  он мог представить  суду  отзыв  на заявление кредитора со своими возражениями в пятидневный срок (сейчас - в  десятидневный),  но  в  остальном  его  интересы  практически не учитывались.  Теперь положение изменилось.  В новом  Законе хотя и не  обеспечивается  баланс  интересов  (предпочтение  отдается интересам кредитора, и это правильно), но односторонность прежнего Закона  устранена.  Это  нашло  отражение,  например,  во  введении  новой  процедуры  банкротства - финансового оздоровления  должника.

Во введении  процедуры финансового оздоровления заинтересован  прежде всего должник. Во-первых, продолжают функционировать органы  управления   должника,  хотя  и  с  ограничениями,  установленными Законом.  Эти ограничения в основном касаются  сделок,  совершение  которых  могло  бы нанести ущерб интересам кредиторов.  Во-вторых, введение процедуры финансового  оздоровления  дает  реальный  шанс  избежать  банкротства,  удовлетворить  требования  кредиторов,  не      доводя  дело  до  конкурсного  производства  и  продажи  имущества      предприятия - должника.  Поэтому можно утверждать,  что в качестве      общего  правила   инициатором   введения   процедуры   финансового      оздоровления  будут  предприятие  -  должник,  его  учредители,  а применительно   к   унитарным   предприятиям   -   соответствующий      уполномоченный орган.  В ходе наблюдения должник,  его учредители,      иные лица или органы,  установленные Законом,  вправе обратиться к      первому  собранию  кредиторов  с ходатайством о введении процедуры      финансового оздоровления.  Конечно,  кредиторы  не  всегда  готовы      пойти    навстречу   должнику,   поэтому   Законом   предусмотрена      возможность непосредственного обращения должника с соответствующим      ходатайством в арбитражный суд.

В свою  очередь, к  полномочиям  арбитражного   суда   теперь      отнесено  принятие  определения  о  введении процедуры финансового      оздоровления.  Этой процедуре посвящена гл.5 Закона -  "Финансовое      оздоровление".    Для   осуществления   финансового   оздоровления      предприятия  -  должника  введена  новая   категория   арбитражных      управляющих - административный управляющий.

Хотя в  качестве   общего   правила   процедура   финансового      оздоровления  будет  вводиться судом на основании решения собрания      кредиторов, в ряде случаев, установленных Законом, арбитражный суд      вправе ввести процедуру финансового оздоровления должника даже при      отсутствии соответствующего решения собрания  кредиторов,  но  при      наличии    ходатайства    учредителей    (участников)    должника,      собственника  имущества  унитарного  предприятия  или  иных   лиц,      установленных Законом.           Финансовое оздоровление вводится не более чем  на  два  года.      Этого  срока,  как  правило,  достаточно  для  осуществления плана      финансового оздоровления предприятий,  предусматривающего  способы      получения   должником   средств,  необходимых  для  удовлетворения      требований кредиторов.  Однако в сложных ситуациях,  когда  планом      финансового     оздоровления    предусматривается    осуществление      крупномасштабных  мероприятий  (перепрофилирование   производства,      освоение выпуска новых, пользующихся спросом товаров и др.), этого      срока  может  оказаться  недостаточно.  К  сожалению,  возможность      продления  срока финансового оздоровления по ходатайству должника,      собрания или комитета кредиторов Закон не предусматривает. Важная роль  отводится в Законе саморегулируемым организациям   арбитражных управляющих.  Именно от них будет во  многом  зависеть    действенность нового Закона. Теперь самоуправляемые организации (а      не  кредиторы,  как  это  было  раньше)   предлагают   кандидатуры      арбитражных     управляющих,     контролируют     профессиональную      деятельность арбитражных управляющих на  основании  представляемых      ими   отчетов,   рассматривают   жалобы  на  действия  арбитражных      управляющих и т.д.

Повышение роли  саморегулируемых  организаций  сопровождается      более  полным  учетом  интересов  должников.  Раньше   арбитражный      управляющий  назначался  судом  без  учета  мнения  должника  - по      представлению собрания  кредиторов,  утвердившего  соответствующую кандидатуру.   Теперь   саморегулируемая   организация  предлагает   арбитражному суду 3 кандидатуры арбитражных управляющих. Должник и  заявитель  (представитель  собрания  кредиторов) вправе отвести по      одной кандидатуре.  Оставшийся кандидат  утверждается  арбитражным  судом  (за  исключением  случаев  нарушения  процедуры  отбора или      несоответствия требованиям законодательства).

Таким образом,   если   и   не   полностью   устраняется,  то      существенно ослабляется зависимость арбитражного  управляющего  от  предложивших  его  кандидатуру  кредиторов.  А  должник  наряду  с      кредитором обладает "правом голоса"  при  определении  кандидатуры      арбитражного    управляющего,    представляемой    к   утверждению      арбитражному суду.

Законом предусмотрены   определенные   меры   по    повышению      ответственности  арбитражных управляющих.  Арбитражный управляющий      обязан возмещать  убытки,  причиненные  им  должнику,  кредиторам,      третьим лицам.  Кроме того, впервые в нашей хозяйственной практике  предусмотрено обязательное страхование ответственности арбитражных      управляющих  и  определены  ее  размеры.  Установлена  обязанность      саморегулируемой организации формировать компенсационный фонд  или      имущество   общества   взаимного   страхования   для   финансового      обеспечения ответственности по возмещению убытков,  причиненных ее      членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.

По нашему мнению,  необходимо также усилить  административную      ответственность     саморегулируемых    организаций    арбитражных      управляющих.   Следовало   бы   установить,   что   при    наличии      неоднократных    (например,    трехкратных)   фактов   отстранения      арбитражных    управляющих,    рекомендованных    саморегулируемой      организацией,  от  исполнения  возложенных  на них обязанностей (в      связи  с  неисполнением  или  ненадлежащим  их  исполнением)   эта      организация  подлежит   исключению  из  единого  государственного      реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Достоинством нового  Закона является установление порядка,  в      соответствии с которым возбуждению дела о банкротстве предшествует      исполнительное производство.  Право на обращение в арбитражный суд      с заявлением о признании должника банкротом возникает у  кредитора      только в том случае, если его требования подтверждены вступившим в      силу решением суда.

Статья 7  Закона  устанавливает,  что  право  на  обращение в      арбитражный суд возникает у кредитора по истечении 30 дней с  даты направления  (предъявления к исполнению) исполнительного документа      в службу судебных  приставов  и  его  копии  должнику.  Исключение      сделано   только  для  налоговых  и  таможенных  органов,  которым      предоставлено право на обращение в арбитражный  суд  по  истечении      30 дней  с  даты  принятия  решения  о  взыскании задолженности по      налогам и обязательным платежам за счет имущества должника.  Но во      всех   случаях   должник   может   избежать   процедуры  судебного      разбирательства,  если сумеет за месяц погасить задолженность  или      иным способом урегулировать взаимоотношения с кредиторами.

В Законе введен новый порядок  выборов  комитета  кредиторов.      Раньше  при  избрании  комитета  кредиторов нередко игнорировалось      мнение "миноритарных" кредиторов: 2 - 3 кредитора, на долю которых      приходилось  больше  половины  общей  суммы требований к должнику,      могли определить весь состав комитета кредиторов,  не  считаясь  с      мнением  остальных  конкурсных кредиторов.  Теперь это невозможно:      выборы    комитета    кредиторов    осуществляются    кумулятивным      голосованием,  сущность  которого  как  раз  и  состоит  в  защите      интересов меньшинства. Если комитет кредиторов по решению собрания      кредиторов должен состоять,  например, из 7 членов (по Закону - от 3 до 11), то кредиторы, на долю которых приходится 15% требований,      могут  иметь  своего  представителя в комитете,  воспрепятствовать      этому невозможно.

В новом Законе более детально и обстоятельно,  чем в прежнем,      регламентируются  основные   процедуры   -   наблюдение,   внешнее      управление,  конкурсное  производство  и  др.  Более  гибкой стала      процедура  осуществления  конкурсного   производства.   Ограничены возможности кредиторов злоупотреблять своим положением при продаже  имущества  должника.  Раньше  имущество  продавалось  на  открытых      торгах,  если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не был      установлен иной порядок продажи имущества должника (ст.112  Закона  N 6-ФЗ). Это давало возможность кредиторам маневрировать процессом   продажи имущества в своих интересах. Теперь установлено, что после проведения  инвентаризации  и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его  продаже  на  открытых  торгах.  Иной   порядок  допускается  только  в  случаях,  установленных  законом,      кредиторам право  установления  иного  порядка  продажи  имущества   должника не предоставлено - только открытые торги.

Возможен переход  от  конкурсного  производства  к   внешнему      управлению.  Правда,  инициатором  обращения  в  арбитражный суд с      ходатайством о переходе к внешнему управлению является  конкурсный      управляющий,  но  решение  о  таком обращении принимают кредиторы. Если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или   внешнее   управление,   а   в  процессе  конкурсного  производства      появились основания,  подтвержденные данными финансового  анализа,      полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена  и, следовательно, продажи его имущества можно избежать, конкурсный  управляющий   обязан   созвать   собрание   кредиторов   в   целях  рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством   о  прекращении  конкурсного  производства  и  переходе  к внешнему      управлению.  К тому же очень важно, что конкурсное производство не   означает больше,  что неизбежна продажа имущества должника в целом   или  по  частям.   Конечно,   случаи   перехода   от   конкурсного  производства  к  внешнему  управлению  будут довольно редкими,  но  важно, что в принципе такая возможность есть.

По новому  Закону  государство - равноправный участник дела о   банкротстве  и  процедуры   банкротства.   Уполномоченные   органы  федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации,  органы  местного  самоуправления  наравне  с  другими  конкурсными кредиторами  участвуют  в  собрании кредиторов с правом голоса,  а также  во  всех  других  процедурах,   предусматривающих   участие      кредиторов.   В   то   же   время  первоочередного  удовлетворения требований по налогам и  другим  обязательным  платежам  Закон  не   предусматривает.   Это   правильно.  Однако  по-прежнему  остается  нерешенным вопрос  о  защите  интересов  предприятия  -  должника,      которому  угрожает  банкротство  по вине государства.  Речь идет о фактах,  когда выполненный предприятием государственный  заказ  не  оплачен  в  установленный  срок.  А  ведь  это означает отвлечение оборотных  средств предприятия,   а   иногда   и   невозможность   дальнейшего  нормального  функционирования.  Между  тем существует      простой способ решения проблемы:  рассмотрение в арбитражном  суде      заявления  кредитора  о  признании  должника банкротом должно быть  отложено до момента  погашения  государством  задолженности  перед  предприятием - должником.

Сложная проблема -  определение  признаков  несостоятельности  предприятия.  Первая  попытка  установления  четких количественных   критериев   несостоятельности    содержалась    в    Постановлении Правительства Российской  Федерации  от  20.05.1994  "О  некоторых    мерах   по   реализации   законодательства   о   несостоятельности     (банкротстве)  предприятий".  В соответствии с этим Постановлением   основанием   для   признания   структуры    баланса    предприятия  неудовлетворительной,  а предприятия - неплатежеспособным являлось  наличие одного из двух условий:

           коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2;

           коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение менее 0,1.

Эти критерии до сих пор  приводятся  во  многих  методических   рекомендациях,  учебных пособиях и т.д., хотя практика показала их  полную   несостоятельность.   Сотни   тысяч   успешно   работающих    предприятий,  не испытывающих никаких финансовых трудностей, имеют      коэффициент   текущей   ликвидности   менее   2,   хотя   об    их      неплатежеспособности не может быть и речи.

В новом Законе в отношении граждан признаки несостоятельности      определены   достаточно   четко.   Но   в  отношении  должников  -   юридических лиц,  по существу, ничего не изменилось. По - прежнему  может быть возбуждено дело о банкротстве предприятия с миллиардным   годовым оборотом при условии,  что  сумма  требований  к  должнику  составляет не менее 100 тыс.  руб. и соответствующие обязательства   по удовлетворению требований кредиторов или по уплате обязательных  платежей  не  исполнены  в течение трех месяцев с даты,  когда они  должны быть исполнены.  Таким  образом,  по  сравнению  с  Законом  N 6-ФЗ  сумма  требований к должнику,  достаточная для возбуждения  дела о  банкротстве,  увеличена  вдвое  -  было   50   тыс.   руб.   (500 МРОТ),  стало  100 тыс.  руб.  (с минимальным размером оплаты  труда это не связано).

Установленная сумма   требований   к  должнику  соответствует   условиям деятельности  мелких  предприятий  с   годовым   оборотом  3 -  5  млн  руб.,  а  для  крупных,  средних  и большинства малых  предприятий задолженность в сумме 100 тыс. руб. - мизерна. Никаким  ограничителем такая сумма реально не является, под этот "критерий"  просроченной задолженности подпадает множество предприятий, вполне      платежеспособных.  Целесообразно  пересмотреть указанный критерий,  поставив его размер в зависимость от суммы активов предприятия.  В качестве варианта можно предложить следующую формулировку: "Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом  при  условии,  что  требования  к  должнику  -  юридическому  лицу в совокупности  превышают стоимость его оборотных активов,  но составляют не менее      100  тыс.  руб.".  Это  означает,  что критерием несостоятельности  предприятия будет показатель текущей ликвидности:  если  он  менее  единицы,  то при наличии задолженности, просроченной на три месяца и более, возбуждение дела о банкротстве вполне правомерно.

В  Законе    регламентируются     особенности     банкротства гражданина - должника, отдельных категорий должников - юридических  лиц: градообразующих организаций, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций,  стратегических предприятий и  организаций,  крестьянских (фермерских) хозяйств и др.  Это также является одним  из  достоинств  Закона.  Конечно,  он  не  лишен  и   недостатков.      Утверждать,   что  теперь  не  будет  заказных  банкротств  вполне  благополучных предприятий в интересах отдельных лиц, нельзя. Но то  обстоятельство, что наиболее существенные просчеты прежнего Закона устранены, - непреложный факт.

 

Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя

Естественно, объем хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица различны, различен и объем их правоспособности, соответственно и порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) не может быть одинаков для указанных субъектов предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом только по решению  арбитражного суда.

Дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей рассматриваются по месту их жительства арбитражным судом. Правом на обращение в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом обладают:

-  индивидуальный предприниматель, заявление которого должно быть подано в письменной форме и содержать следующие сведения:

a)      наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

b)      сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере признаваемом индивидуальным предпринимателем;

c)      сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;

d)      размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

e)      сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к индивидуальному предпринимателю, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;

f)        сведения об имеющемся имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

g)      номера счетов индивидуального предпринимателя в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного дня покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

h)      перечень прилагаемых документов.

Кроме того, в заявлении индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах не связанных с предпринимательской деятельностью. Копии заявления индивидуального предпринимателя должны быть направлены кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. К заявлению о признании банкротом главы крестьянского (фермерского) хозяйства Закон предъявляет требования о письменном согласии всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

К заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более трех месяцев. План погашения долгов должен включать:

a)      срок его осуществления; размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи на потребление;

b)      размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

-  кредитор,к заявлению которого предъявляются практически те же требования, что и к заявлению должника. Это – соблюдение письменной формы и указание следующих сведений:

a)      наименование арбитражного суда;

b)      наименование должника и его почтовый адрес;

c)      наименование кредитора и его почтовый адрес;

d)      размер предъявляемых требований с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);

e)      обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения; доказательства обоснованности предъявляемых требований, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых документов. Копия заявления кредитора должна быть направлена должнику.

Заявление о банкротстве индивидуального предпринимателя, а также крестьянского (фермерского) хозяйства может быть подано только кредиторами по обязательствам, связанными с предпринимательской деятельностью должника. Иные кредиторы (с требованиями личного характера) вправе предъявить требования только при уже начавшейся процедуре банкротства.

Заявление налогового или иного уполномоченного органа должно отвечать требованиям, предъявляемым законом к заявлению кредитора, а также к заявлению должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам. Прокурор наделен правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом лишь при обнаружении им признаков преднамеренного банкротства, если имеется задолженность по обязательным платежам, а также в интересах кредитора по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и в других случаях установленных законодательством РФ. Заявление прокурора также должно отвечать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом подлежит рассмотрению судьей арбитражного суда, по результатам рассмотрения в трехдневный срок должно быть вынесено определение о принятии заявления либо об отказе в принятии заявления. В принятии заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть отказано, если требования кредиторов к индивидуальному предпринимателю составляют в совокупности менее 100 минимальных размеров оплаты труда или если не истек трехмесячный срок после наступления даты исполнения обязательств по уплате денежных требований или обязательных платежей. Заявление, поданное с нарушением процессуальных требований, подлежит возращению, и после устранения недостатков может быть принято для рассмотрения.  Если у индивидуального предпринимателя имеются возражения на предъявленные к нему требования, то обоснованность этих возражений устанавливается в заседании арбитражного суда, о чем выносится соответствующее определение.  Дело о банкротстве индивидуального предпринимателя должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок не позднее трех месяцев со дня поступления заявления. Одновременно с принятием заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом арбитражный суд налагает арест на его имущество исключение составляет имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством  РФ не может быть обращено взыскание. По ходатайству индивидуального предпринимателя арбитражный суд может освободить имущество или его часть из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств индивидуального предпринимателя третьими лицами.

По заявлению индивидуального предпринимателя арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на один месяц для осуществления расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения, если в указанный срок расчеты с кредиторами не произведены или же мировое соглашение не достигнуто, арбитражный суд принимает решение о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве индивидуального предпринимателя арбитражный суд принимает один из следующих актов: решение о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом, если установлены признаки банкротства индивидуального предпринимателя, т.е. его неспособность удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Решение об отказе в признании индивидуального предпринимателя банкротом принимается арбитражным судом в случае удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия решения по делу о банкротстве, установления фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Если же у суда имеются доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя достаточного ликвидного имущества для погашения требований кредиторов, то по ходатайству индивидуального предпринимателя суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику осуществить расчеты с кредиторами  в срок, не превышающий трех месяцев.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом в случае восстановления платежеспособности индивидуального предпринимателя, т.е. исполнения плана погашения долгов либо в случае заключения мирового соглашения.

 
Процедуры, применяемые к индивидуальному предпринимателю

при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)

«Процедуры, применяемые в отношении должника – это предусмотренная законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию»[12]

При рассмотрении дел, из всех процедур, при банкротстве индивидуального предпринимателя применяются только две процедуры: мировое соглашение и конкурсное производство. При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства вводится дополнительная процедура – введение внешнего управления, это, прежде всего, обусловлено спецификой деятельности крестьянского (фермерского)  хозяйства.

 

Конкурсное производство

Принятие  арбитражным  судом  решения  о признании индивидуального предпринимателя банкротом влечет открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство – одна из процедур банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения  всех денежных обязательств индивидуального предпринимателя будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем  видам  его  задолженности. Все требования к должнику, включая требования  налоговых  органов,  могут  быть  предъявлены  только  в рамках конкурсного производства.

Решение о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства должно быть направлено арбитражным судом всем известным кредиторам с указанием срока предъявления требований, который не может превышать два месяца. Рассылка указанного решения арбитражного суда осуществляется за счет индивидуального предпринимателя.

Одна из основных фигур в конкурсном производстве индивидуального предпринимателя – судебный пристав – исполнитель, с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об  открытии конкурсного производства он выполняет функции по управлению  и  распоряжению имуществом индивидуального предпринимателя. На судебного пристава-исполнителя возлагаются обязанности по аккумулированию имущества индивидуального предпринимателя и формированию конкурсной массы в целяхпродажи  имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 25 Гражданского кодекса РФ.

В конкурсную массу не включается имущество индивидуального предпринимателя, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание. По мотивированному ходатайству индивидуального предпринимателя и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве суд может исключить из конкурсной массы имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ может быть обращено взыскание, но оно является неликвидным либо доход от его реализации не повлияет существенным образом на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества индивидуального предпринимателя, исключаемого из конкурсной массы в соответствии с положениями Закона о банкротстве, не может превышать сто минимальных размеров оплаты труда.

Перечень имущества исключаемого из конкурсной массы утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано. В конкурсную массу может быть включено имущество отчужденное индивидуальным предпринимателем, в результате совершения сделок, связанных с отчуждением или передачей иным способом своего имущества заинтересованным лицам за один год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве. Такие сделки являются ничтожными. По требованию кредитора арбитражный суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата имущества индивидуального предпринимателя, являвшегося предметом сделки, в состав его имущества  либо в виде обращения взыскания на соответствующее имущество, находящееся у заинтересованных лиц.

Денежные средства, вырученные от продажи имущества индивидуального предпринимателя, а также имевшиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда, принявшего решение о признании индивидуального предпринимателя банкротом. Все расчеты с кредиторами арбитражный суд производит в соответствии с определением о порядке и размере удовлетворения требований кредиторов. Прежде всего, покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1)      в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

2)      во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3)      в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества индивидуального предпринимателя;

4)      в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5)      в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств в депозите арбитражного суда они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.  После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом, за исключением требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требования о взыскании алиментов, а также иные требования личного характера, не погашенные в порядке исполнения решения арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом, либо погашенные частично, либо не заявленные при осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя соответственно в полном объеме либо в непогашенной их части.

В соответствии со ст. 166 Закона о банкротстве  с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Неблагоприятными последствиями которые претерпевает индивидуальный предприниматель в случае признания его банкротом является невозможность его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года.

 

Мировое соглашение

«Мировое соглашение представляет выгоды не только для самого должника,  восстанавливая его во всех правах, возвращая ему свободу управления и распоряжения имуществом, но и для кредиторов, когда ликвидация обещает  затянуться на долгое время и поглотить значительную   часть имущества»[15].

Мировое соглашение – это еще одна из процедур банкротства, которая представляет собой особый способ прекращения производства по делу о несостоятельности.

Исполнение условий мирового соглашения производится вне контроля арбитражного суда и не допускает судебного вмешательства, поэтому Закон  о банкротстве детально регулирует порядок  заключения и содержание мирового соглашения, условия и последствия признания его недействительным,  а  также порядок расторжения мирового соглашения.

Мировое соглашение – совместное решение должника и кредиторов. Намерение кредиторов заключить мировое соглашение считается  действительным, если на собрании кредиторов заключение мирового соглашения принято  решением большинства голосов от общего числа голосов конкурсных  кредиторов. Данное положение позволяет сделать вывод о неприменении к рассматриваемым отношениям общего порядка принятия решений собранием   кредиторов, предусмотренного Законом (п. 3 ст. 14), в соответствии с которым в случае, если на собрании  кредиторов не представлено необходимое  для принятия конкретного решения число голосов конкурсных кредиторов,   созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать решения по  тому же вопросу большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Решение о заключении мирового соглашения не может быть принято на повторном собрании кредиторов большинством голосов от числа голосов присутствующих кредиторов. Оно в любом случае принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных  кредиторов (более строгие требования предъявлялись Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который в п. 2 ст. 41 устанавливал необходимость принятия мирового соглашения большинством в 2/3 кредиторов по сумме требований).

Мировое соглашение не может содержать худшие условия для кредиторов, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании, чем  для конкурсных кредиторов той же очереди, голосовавших за заключение  мирового соглашения.

После принятия собранием  кредиторов решения о заключении мирового соглашения индивидуальный предприниматель, конкурсный управляющий   или судебный пристав в пятидневный срок должны представить заключенное  мировое соглашение на утверждение арбитражному суду. К заявлению об  утверждении мирового  соглашения  прилагаются:  

-  текст  соглашения;   

-  протокол   собрания кредиторов, принявшего решение  о  заключении  мирового  соглашения;  

-  список всех конкурсных кредиторов с указанием  их  адресов  и  размеров  требований каждого;

-  документы,   подтверждающие   погашение    задолженности    перед кредиторами  первых  двух   очередей;   

-  письменные   возражения   конкурсных кредиторов, которые не принимали участия  в  голосовании  или  проголосовали против заключения мирового соглашения.

Арбитражный суд, получив заявление с указанными документами, назначает дату его рассмотрения, о которой извещает заинтересованных лиц.  Заседание по рассмотрению мирового соглашения проводится независимо  от  присутствия заинтересованных  лиц  при  условии  наличия доказательств  их  надлежащего извещения. Если мировое соглашение утверждено арбитражным  судом, то оно подлежит исполнению во внесудебном порядке, судом же  выносится определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.

В ходе исполнения мирового соглашения должник производит различные выплаты кредиторам в соответствии с условиями соглашения, поэтому предусматривается прекращение моратория на удовлетворение требований кредиторов с момента утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

В утверждении мирового соглашения арбитражным судом может быть отказано в случаях:

1)      неисполнения обязанности по удовлетворению требований кредиторов первой и второй очереди перед заключением мирового соглашения;

2)      отсутствие доказательств погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

3)      нарушение порядка заключения мирового соглашения;

4)      несоблюдение формы мирового соглашения;

5)      нарушения прав третьих лиц, выявленные арбитражным судом при анализе условий мирового соглашения;

6)      противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации

Определение арбитражного суда об отказе в утверждении мирового соглашения может быть обжаловано. Мировое соглашение, в утверждении которого отказано в определении арбитражного суда на основании ст. 125 Закона о банкротстве, считается незаключенным. Определение суда об отказе в утверждении мирового соглашения не исключает возможности  заключения  нового мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть признано недействительным как до  начала его исполнения, так и в процессе, и после окончания исполнения всех  условий мирового соглашения. Предусматриваются следующие основания недействительности мирового соглашения:

   1. Наличие условий, предусматривающих преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов (речь идет о преимуществах,  установленных  с  нарушением закона).

   2. Наличие оснований полагать, что исполнение мирового соглашения  может привести должника к банкротству. Заключение мирового соглашения должно способствовать нормальному функционированию должника с одновременным исполнением им условий мирового соглашения. Если же исполнение мирового соглашения приведет к неплатежеспособности должника, то потенциальные кредиторы окажутся в менее выгодном положении, нежели кредиторы, заключившие мировое соглашение.

 

Наличие общих оснований недействительности сделок,  предусмотренных гражданским законодательством РФ

Признание мирового соглашения недействительным может производиться арбитражным судом по заявлению индивидуального предпринимателя, кредитора или прокурора. Очевидно, этот список может быть несколько расширен: если в мировом соглашении участвуют третьи лица, то им должны быть предоставлены такие же права, как должнику и кредиторам, в том числе право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным.

В случае признания мирового соглашения недействительным наступают последствия двух видов: гражданско-процессуальные и гражданско-правовые (что продиктовано двойственной сущностью мирового соглашения, представляющего собой договор и процессуальное действие).

Процессуальные последствия заключаются в том, что признание недействительности мирового соглашения является основанием для возобновления  производства по делу о банкротстве, о чем выносится определение.

Материально-правовые последствия признания недействительности мирового соглашения – общие последствия недействительности сделок (ст. 167 ГК  РФ)  с особенностями, установленными Законом о банкротстве.  Указанные  особенности заключаются в следующем:

-        недействительность мирового соглашения не меняет положения  кредиторов первой и второй очереди, чьи требования были погашены перед заключением мирового соглашения; эти кредиторы не должны возвращать полученное в исполнение своих требований. Таким образом, требования таких кредиторов считаются погашенными и в случае недействительности мирового соглашения;

-        вследствие признания мирового соглашения недействительным требования кредиторов восстанавливаются в полном объеме (в неудовлетворенной части), даже если условиями мирового соглашения предусматривалась отсрочка, рассрочка платежей, скидка с долгов;

-        обязанность возвратить должнику все полученное в результате исполнения мирового соглашения возникает только у кредиторов, требования  которых были удовлетворены в соответствии с теми условиями мирового соглашения, которые устанавливали их приоритет по сравнению с остальными  кредиторами. Также обязаны вернуть полученное при исполнении мирового соглашения кредиторы, удовлетворение требований которых предусматривало ущемление прав и законных интересов других кредиторов. Если в порядке   исполнения мирового соглашения выплаты кредиторам производились в соответствии с законом, то такие кредиторы не должны возвращать полученное, их требования считаются погашенными.

Поскольку мировое соглашение является сделкой, то по общему правилу  о сделках  одностороннее расторжение или изменение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, не допускается. Не допускается  также расторжение мирового соглашения по договоренности между отдельными кредиторами и индивидуальным предпринимателем.

Арбитражный суд может решать вопросы о расторжении мирового соглашения в отношении определенного конкретного  кредитора. Принятие  такого  решения судом носит частный характер и не распространяется на остальных  кредиторов.

По общему правилу неисполнение индивидуальным предпринимателем мирового соглашения не влечет его недействительности (т.е. не является основанием для обращения в суд с заявлением о признании недействительности мирового соглашения). Но в случае неисполнения им мирового соглашения  в отношении не менее чем 1/3 требований кредиторов арбитражный суд может вынести решение о расторжении мирового соглашения. В этом случае применяются последствия признания мирового соглашения недействительным.

Следует отметить, что неисполнение мирового соглашения индивидуальным предпринимателем не дает кредиторам оснований на восстановление  в  полном объеме требований, в отношении которых мировым соглашением предусматривалась отсрочка, рассрочка или скидка, т.е. кредитор может требовать только исполнения, предусмотренного мировым соглашением.

Требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением, могут  быть предъявлены к индивидуальному предпринимателю и в случае возбуждения производства по делу о его несостоятельности  уже после заключения  и утверждения мирового соглашения.
 

Заключение:

Недостатком действующего законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей банкротов является, на мой взгляд, слишком упрощенный порядок возбуждения дела о банкротстве, иными словами, если индивидуальный предприниматель имеет задолженность перед кредиторами на сумму, превышающую 100 минимальных размеров оплаты труда (а это не очень большая сумма) и не исполняет своих обязательств в течение трех месяцев с даты наступления сроков их исполнения то он по заявлению кредитора может быть признан банкротом. Следствием чего является частое и необоснованное обращение кредиторов в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, без применения мер, направленных на получение надлежащего исполнения своих требований. Очевидно, в Законе о несостоятельности (банкротстве) следует увеличить сумму требований кредиторов достаточную для возбуждения дела о банкротстве до 500 минимальных размеров оплаты труда, а срок неисполнения обязательств  перед кредиторами до шести месяцев. Должник же при обращении в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, должен представлять суду доказательства о принятии мер, направленных на исполнение своих требований и только при невозможности их исполнения может быть возбуждено дело о банкротстве. Непредставление указанных доказательств кредитором должно служить основанием для отказа судьи в принятии заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом. Рассмотренная мною тема обширна, и полностью рассмотреть все ее аспекты в объеме курсовой работы довольно проблематично, но все же не претендуя на полноту и всесторонность ее рассмотрения можно сказать, что основные понятия и определения были даны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Курсы валют и металлов

Курсы валют на 21 Сентября
audAUD46.72(+0.32)
gbpGBP78.56(+0.21)
usdUSD58.13(+0.03)
eurEUR69.77(+0.09)
cadCAD47.37(+0.10)
chfCHF60.53(+0.09)
jpy100 JPY52.17(+0.15)
Курсы металлов на 21 Сентября
auЗолото2457.40(+13.30)
agСеребро32.48(+0.44)
ptПлатина1781.05(-4.70)