Река племени Миес

Самое древнее название на челябинской карте? Вероят­нее всего — Миасс. Рекам прежде всего давали имена наши предки в далекое утро человечества. Они были самой заметной преградой в их кочевой жизни, они стали и первыми их дорогами. Слово Миасс настолько древнее, что до сих пор не найдено ему уверенного толкования — одни лишь предположения. Нет в современных языках ничего похожего, вот и приходится опускаться по лест­нице времени в их прошлое и строить догадки. Кто и по­чему назвал так реку?

Самое древнее название на челябинской карте? Вероят­нее всего — Миасс. Рекам прежде всего давали имена наши предки в далекое утро человечества. Они были самой заметной преградой в их кочевой жизни, они стали и первыми их дорогами. Слово Миасс настолько древнее, что до сих пор не найдено ему уверенного толкования — одни лишь предположения. Нет в современных языках ничего похожего, вот и приходится опускаться по лест­нице времени в их прошлое и строить догадки. Кто и по­чему назвал так реку?

Старые названия расшифровать вообще трудно, а в Южноуралье тем сложнее. Здесь водораздел многих рек, текущих во все стороны света,— перекресток голубых дорог первых землепроходцев. Южный Урал называют воротами Сибири, а еще пряжкой Великого степного поя­са, который пересек Евразию от Дуная до Алтая. Сколь­ко переселений народов пролегло через наш край, остав­ляя о себе память лишь в безмолвных курганах да в загадочных названиях рек и гор!

Кто же жил на Южном Урале до башкир и кто мог дать имена нашим рекам? Сегодня, на основании бога­тейших материалов археологических раскопок последних лет, можно сказать, что в течение многих тысячелетий, едва ли не с каменного века, здесь обитали предки наро­дов двух великих языковых семей. Индоевропейцы — в основном в степях, финно-угры — в лесах. Лесостепь бы­ла пограничьем.

О каком же из древних племен может памятовать название челябинской реки? Посмотрим на карту страны. Есть ли названия, созвучные Миассу? Оказывается, есть, и немало. На Урале вы найдете Миасс — приток Тавды, Мияс — приток Сылвы. В Западной Сибири — Мазас, Майзас, Мийес. В далекой Лапландии на Кольском полу­острове течет река Миесйоки. Все это места, где обитают или обитали в прошлом финно-угры и родственные им на­роды. Что же подсказывают нам их языки?

У мари, финнов, ливов «миес — человек, мужчина». Во втором «с» в слове Миасс некоторые специалисты по топонимике видят, остаток слова «сес», что на языке ке- тов —«вода, река». Кеты — небольшой народ, проживаю­щий сейчас в Западной Сибири. В далеком прошлом, по мнению ряда ученых, они жили на более обширной терри­тории, на Урале тоже, и имели общие корни с предками финно-угорских народов.

Отсюда версия: на языках древних уральцев, обитав­ших в челябинских местах, Миасс (Миессес) — Река лю­дей. Не удивляйтесь простоте названия, таких гидрони­мов на земле немало. Наши далекие предки не были склонны к образному мышлению, выдумкам, реку они на­зывали просто рекой, а людьми считали лишь сородичей, соплеменников. Так что возможно и такое: на Миассе в древности жило племя миес, кровь которого течет сегодня в представителях финно-угорских народов, древних кетов.

Обращаясь к кетскому языку, можно попытаться объяснить и название другой реки, в которую впадает Миасс,— Исеть. У кетов «ис»— рыба, «сес», «сет»— ре­ка, так что Иссет — Рыбная река. Вот откуда возможно толкование исседонов — таинственного народа, который еще Геродот поместил возле Рипейских гор, то есть Ура­ла. Не могли ли ираноязычные савроматы, обитавшие тогда в уральских степях, так называть своих северных соседей? «Люди с реки Иссет», ведь «дон» в языке савро- матов и есть река.

Завершим топонимические размышления об имени главной челябинской реки рассказом о тех, кто был обитателями ее долины и окрестных озер в древности. Судя по находкам археологов, эти места густо заселялись во все три эпохи человечества — каменный, бронзовый и железный века.

Самые древние люди были рыболовами. Более всего их стоянок на озере Смолино. На некоторых мысках жили по тысяче лет. Питались смолинцы рыбой. Охота, в основном на птицу, служила подспорьем.

В бронзовом наши предки перешли на скотоводство, земледелие и стали расселяться с озер в долины Миасса и его притоков. Хоронили тогда в курганах. По ним-то и можно судить, какое плотное по тем временам было здесь население.

Только первый «копатель» местных древностей Р. Г. Игнатьев, начавший свои поиски в 1864 году, обна­ружил в челябинской округе более четырехсот курганов и древних селищ. В начале нашего века Н. К. Минко раскопал в окрестностях города более ста курганов и на­нес на карту более восьмисот. После него счет находкам значительно увеличил С. Н. Дурылин. В двадцатые годы еще плотнее «заселил» челябинскую карту археологичес­кими памятниками энтузиаст краеведения, основатель областного музея И. Г. Горохов.

Окраиной ойкумены считал Геродот Приуралье (Ри- пейские горы). А ведь жизнь и в его времена, и много раньше кипела в этих местах не менее бурная, чем в древних центрах цивилизации юга. Подтверждение тому уникальные находки археологов в наших местах. Разве не сенсация открытие могильника, венчаемого мавзолеем Кесенэ? Здесь древние уральцы несколько тысячелетий хоронили умерших. Даже города обнаружены — на Син- таште под Бредами, на Тогузаке южнее Троицка, на Ка- раганке южнее Магнитогорска. Эти города — ровесники египетских пирамид, старше Трои на тысячу лет. Они были центрами племен, которые занимались скотоводст­вом и земледелием, плавили бронзу, строили храмы Солнца и Огня. Предполагают, что древние южноураль- цы были среди тех, кто приручил лошадь, изобрел колес­ницу. По наиболее смелым гипотезам, Южноуралье мог­ло быть в бронзовом веке центром цивилизации предков индоевропейцев. Отсюда они разошлись во все стороны света. На запад — до Гибралтара, на север — до Норд­капа, на восток — до Синцзяна и на юг — до джунглей Индостана. Южноуралье могло быть прародиной многих народов, расселившихся затем по Европе и Азии. И сюда входила долина Миасса, где в восемнадцатом веке нашей эры встал Челябинск.

Sergey: