В ноябре 1929-го «Челябинский рабочий» опубликовал небольшую информацию:«Придавая исключительное значение строительству Челябинского тракторного завода, Политбюро ЦК ВКП(б) назначило начальником Челяб-тракторостроя тов. Ловина».Он пришел на пустое место в прямом смысле слова, ведь проекта ЧТЗ еще не существовало — неизвестно даже, кто им займется. В стране просто некому было его делать, такие гиганты еще не строились.
В ноябре 1929-го «Челябинский рабочий» опубликовал небольшую информацию:«Придавая исключительное значение строительству Челябинского тракторного завода, Политбюро ЦК ВКП(б) назначило начальником Челяб-тракторостроя тов. Ловина».Он пришел на пустое место в прямом смысле слова, ведь проекта ЧТЗ еще не существовало — неизвестно даже, кто им займется. В стране просто некому было его делать, такие гиганты еще не строились.
И вот Казимир Ловин на другом конце земли — в США. Ведет переговоры о проектировании ЧТЗ. Аналогом ему являлось производство фирмы мощных гусеничных тракторов «Катерпиллер». Ее владельцы предлагали свои услуги, но запросили такие деньги, поставили такие кабальные условия… Ловин решил проектировать ЧТЗ своими силами с привлечением американских специалистов. И вот в Детройте на одном из зданий появилась вывеска: «Челябинск трактор плэент». Отсюда на Урал стали поступать синьки и расчеты.
Ловин действовал смело, брал на вооружение все лучшее в американской инженерии. Выбрал вариант трехкорпусный вместо двенадцати цехов. Цеховые блоки определили на все времена организационную структуру ЧТЗ. Тракторостроительное объединение и сегодня делится на производства, в основе которых те три корпусагиганта. Ловин принял и прогрессивную идею применения не обычных тогда железобетонных, а металлических опорных колонн в цехах, они выдерживают куда большую нагрузку. Можно расширять пролеты, делая цехи просторнее и иметь запас прочности для производства еще более тяжелых машин, чем проектируемые трактора.
Ловина за это новшество едва не привлекли к суду: металла в стране не хватает, а он его транжирит. Отстоял новатора нарком Орджоникидзе. Позднее, когда Казимира Петровича взяли по навету, ему вспомнили и это «вредительство». Зато в сорок первом ловинскую предусмотрительность поминали добрым словом, про себя, конечно. Танки вдвое тяжелее тракторов, а корпуса на их производство пошли без перестройки.
В США с Ловиным прибыло около двухсот советских специалистов для изучения американского опыта тракторостроения. Учился и сам Ловин. На ходу, на бегу, но нельзя ему было без того, ведь он — энергетик и в машиностроении новичок, познавать же хитроумное электрическое дело он начал еще до революции. Повезло пришлому из нищей белорусской деревни парнишке поступить на Петроградскую электростанцию. К 17-му году Ловин дело свое знал уже неплохо. И поэтому рабочиеизбрали его председателем фабзавкома, а потом и красным директором.
Строительного опыта Ловин набралсяв начале 20-х, когда его, уже комиссара столичной электростанции, нагрузили еще руководством строек первых, советских радиостанций в Детском селе и Гатчине. В 22-м его выдвинули главным энергетиком столицы, он — председатель Московской государственной энергетической системы (МОГЭС). Ловин сумел стать инженером без перерыва на учебу, закончил электротехнический институт. Такое тогда не часто встречалось.
Тракторострой находился под особым вниманием Политбюро, но при нехватке ресурсов и опытных специалистов все равно приходилось туго. Энтузиазм тогда был главным подспорьем, энтузиазм рабочих й руководителей. Невзирая ни на какие трудности, сдать в срок, опередить время, догнать и перегнать Запад. Во всем! Так работал и Ловин. 10 августа 1930 года Казимир Петрович закладывал фундамент под первый угол литейного цеха. 7 ноября пустили опытный завод, а 15 февраля 1931 года здесь уже собрали первый челябинский трактор.
Нет, не все шло гладко. Бывало, из месяца в месяц план горел, в тридцать первом его выполнили лишь на 71%. Причин много, но спрос с начальника строительства жесткий: невзирая ни на что, выправляй положение. По мере того, как близилось к концу строительство, все резче становились разногласия между руководством Тракторостроя и ЧТЗ, особенно когда начался монтаж оборудования. Наркомтяжпром Серго Орджоникидзе разрубил гордиев узел единым приказом. Ловин стал и директором завода. Конечно, острые вопросы стали решаться без споров, но намного ли легче ему, ведь он тащил двойную нагрузку. И все-таки успевал везде — на стройплощадках в промзоне и на объектах культурно-бытового строительства, в полуготовых цехах намонтаже станков на опытном, в столовых и общежитиях.
И вот предпусковые дни. Нервная лихорадка. Весь мир следил-за пуском ЧТЗ, сам генсек постоянно справлялся, должен приехать «всесоюзный староста». Такое внимание. А вдруг да срыв! Всю весну Ловин нервничал. Вспоминают: он больше всех волновался, когда 15 мая сходил с конвейера первый трактор. Пойдет или не пойдет? Да, уже работают опытные, но ведь там каждую деталь вытачивали вручную, а тут заводское, станочное производство. Трактор пошел!
И вот пуск ЧТЗ—1 июня 1933 года. Митинг открывал он, командарм Тракторостроя. Из заводских ворот громыхают первенцы, их пока тринадцать. Для него, как и всех собравшихся, это был счастливый счет.
Первый июньский план равнялся двадцати пяти тракторам. Они сделали сорок. С самого начала установилась добрая традиция — выдавать машины сверх нормы. А одним из таких сверхплановых стальных коней тракторостроители уважили своего директора. Его односельчане из деревни Сушки с Витебщины обратились к наркому: Дорогой товарищ Орджоникидзе! Мы узнали, что наш земляк Казимир Петрович Ловин построил в Челябинске тракторный завод. Мы организовали артель, а трактора у нас нет. Просим дать нам его».Нарком переслал письмо на ЧТЗ. «Сталинец» пошел на родину директора сверх плана.
Бывает, дни и месяцы в экстремальных условиях человек работает за двоих, без сна и отдыха, а достигает цели и выходит из строя. Так случилось и с Левиным. В июле тридцать третьего Орджоникидзе показывал завод уже не он. Больной Казимир Петрович лечился в санатории, в Челябинск вернулся только осенью. Левину стало понятно, что гигант машиностроения ему, энергетику, не потянуть. Он обратился к Серго Орджоникидзе с просьбой вернуть его к прежней деятельности.
В 1934 годуКузимир Петрович, награжденный в числе десяти первостроителей ЧТЗ орденом Ленина, приказом наркома был назначен заместителем начальника Главэнерго, а вскоре возглавил энергетическую систему страны.
К. П. Ловин погиб во время сталинских репрессий.
Улица его имени находится в районе, который он начинал,— Тракторозаводском,