Проект бюджета на 2013 и плановые 2014 – 2015 годы будет внесён в Госдуму до 1 октября. Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев. При этом уже сейчас видно, что большинство поправок президента в главный финансовый документ страны не учтены, а сам бюджет будет крайне тяжёлым, особенно для регионов. Таковы экономические реалии, говорят эксперты.
Проект бюджета на 2013 и плановые 2014 – 2015 годы будет внесён в Госдуму до 1 октября. Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев. При этом уже сейчас видно, что большинство поправок президента в главный финансовый документ страны не учтены, а сам бюджет будет крайне тяжёлым, особенно для регионов. Таковы экономические реалии, говорят эксперты.
Бюджет на ближайшие три года сформирован и в ближайшие три дня будет внесён в нижнюю палату Парламента. Несмотря на недавнюю критику и выговор Владимира Путина трём министрам, конечный проект документа почти остался без изменений. В документ внесли только изменения в виде повышенных пенсий военнослужащим и лицам к ним относящимся.
Реалии против обещаний
По мнению экспертов, такой исход противостояния президентской позиции и решения Правительства продиктован экономическими реалиями, пишет Firstnews.
"В правительстве понимают, что в нынешних условиях выполнить все предвыборные обязательства просто нереально. На их реализацию направлены все возможные резервы, в том числе и дивиденды от "Роснефти", но их явно недостаточно, чтобы решить поставленные президентом задачи. Нужен компромисс", — подчеркнул экономист Андрей Заостровцев.
По его словам, сам принцип формирования бюджета по новым правилам – с разделением на расходную и резервную части – вполне оправдан. Вопрос только в процентном соотношении и общем управлении его статьями.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, предложения президента невыполнимы именно из-за новой схемы бюджета. "Глава государства должен понимать, что при нынешней схеме все его поправки выполнить нереально", — отметила она.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин убеждён, что никакого противоречия или неподчинения со стороны правительства нет, а отказ внести коррективы в почти свёрстанный документ вызваны техническими моментами. "Если вносить правки, это значит возвращать бюджет в правительство и терять время. Проще все принципиальные вещи внести в виде поправок в ходе рассмотрения во втором чтении. Думаю, такие нужные люди найдутся и всё сделают", — считает эксперт.
Непосильная ноша
В самой Госдуме к бюджету относятся настороженно и заранее предрекают непростую ситуацию. Вице-спикер нижней палаты Александр Жуков заметил, что предстоящий трёхлетний период будет довольно тяжёлым, особенно на региональном уровне. "Большая часть этого повышения ложится нагрузкой не на федеральный бюджет, а на региональные. Сейчас многие из них уже сейчас находятся в дефиците, и в следующем году, вероятно, будет дефицит регионального бюджета", — подчеркнул он. При этом Жуков отметил, что Правительство пошло навстречу парламентариям и готово учитывать их замечания и предложения, направленные на снижения рисков и дефицитов принимаемого бюджета.
Его коллега, руководитель фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев подтвердил сложность принимаемого закона и отметил, что необходимые коррективы можно будет внести ко второму чтению. "Бюджет 2013 года непростой. Вместе с тем, наши позиции сближаются, мы при обсуждении, при принятии в первом чтении будем вносить свои предложения, которые правительство обязательно будет обсуждать и наверняка учтет", — сказал Воробьев.
Министр финансов Антон Силуанов заметил, что несмотря на определённые сложности и недоработки бюджет по максимуму учитывает предложения президента о социальной ориентированности документа и в конечном итоге должен выйти относительно сбалансированным. При этом, согласно бюджетному кодексу, проект закона поступит в Госдуму до 1 октября.
На чёрный день
Отдельная дискуссия развернулась вокруг самого бюджетного правила, заключающегося в разделении главного закона страны на основную и резервную части. "Правительство предлагает наращивать резервный фонд до того момента, пока он не составит порядка 7% ВВП. Минэкономразвития предлагало ограничиться 5%. А дальше уже начинать часть этих средств, доходов от нефти и газа, вкладывать в строительную инфраструктуру, строительство дорог и так далее", — подчеркнул накануне на заседании фракции Александр Жуков. Он заметил, что разница будет влиять на сроки достижения резервного барьера. В первом случае, по прогнозам экономистов, резервный фонд сформируется к 2017 – 2018 году, а во втором, — уже в 2015 году.
Экономист Андрей Заостровцев полагает, что в данном случае лучше перестраховаться и установить более высокий процент, чтобы покрыть возможные убытки от кризиса.
Оксана Дмитриева со своей стороны вообще считает бюджетные правила неэффективными, а сам бюджет – сырым. "В таком виде принимать бюджет нельзя, мы будем голосовать против. Что касается резервного фонда, то это вообще неразумно. Вместо того, чтобы вкладываться в развитие промышленности и инфраструктуры, слезать с сырьевой иглы, мы только усугубляем эту зависимость", — считает Дмитриева. Она добавила, что Фонда благосостояния, который функционирует в стране, вполне достаточно, а резервы, накопленные от излишков нефтегазовых доходов не спасут страну от кризиса, ожидаемого к 2017 году.
Преступный резерв
Такого же мнения относительно резервирования средства придерживается и экономист Михаил Делягин называет такой принцип формирования "преступным" и видит в нём противоречие здравому смыслу. "Это просто преступно: в условиях недофинансированной, недоинвестированной экономики откладывать эти деньги на какие-то непонятные нужды. Это фактически прямая экономическая помощь США", — заявил экономист. При этом он считает, что спор между 5% и 7% процентами принципиального значения не имеет, и пересматривать нужно сам принцип формирования бюджета.