Русский бизнес немецких компаний: лоббизм или коррупция

EnBW

Немецкие компании, ведущие бизнес в России, нередко сталкиваются с проблемами на родине из-за нарушения правовых или этических норм. Последний скандал разгорелся вокруг концерна EnBW и его российского лоббиста.

«Там — благодарные православные священники и ладан, а здесь — прокуратура, расследующая уголовное дело о злоупотреблении доверием», — так ведущая немецкого телеканала ARD прокомментировала сюжет о сделках немецкого энергетического концерна EnBW с российским бизнесменом-лоббистом Андреем Быковым. В интервью телеканалу тот сообщил, что получил от компании более 100 млн. евро на строительство церквей и памятников в России.

Лоббист заботился о создании благоприятного имиджа немецкой фирмы. Мечтающей получить доступ к разработке крупных газовых месторождений в Сибири. «Кто на хорошем счету у Русской православной церкви, тот на хорошем счету и у российской власти», — поясняет автор телесюжета.

Хороший лоббизм…

Немецкие эксперты считают, что ни с правовой, ни с этической точки зрения нет ничего предосудительного в том, что компании готовы воспользоваться услугами лоббистов.

«С помощью лоббизма в демократии удается обеспечить плюрализм мнений и учитывать экономические интересы различных сторон». — говорит профессор по экономике и один из ведущих немецких экспертов по вопросам деловой этики Йозеф Виланд (Josef Wieland).

Сомнительными, по его мнению, подобные сделки становятся в трех случаях:

  • когда они непрозрачны,
  • когда на первый план выходят личные финансовые интересы
  • или когда не говорится, чьими услугами пользуются. «Отсюда и нынешняя дискуссия в немецком обществе.

Предполагается, что эти сделки были проведены некорректно», — говорит Виланд.

Прокуратура Мангейма подозревает менеджеров EnBW в том, что они неправомерно декларировали платежи Быкову как производственные расходы. Также проводили их по документам как расходы по контрактам на поставку и хранение урана.

Тонкая грань между лоббизмом и коррупцией

Эксперты предупреждают: там, где используются незаконные методы, лоббизм заканчивается и начинается коррупция. Впрочем, граница между этими понятиями весьма размытая, считает профессор по международной этике бизнеса Матиас Фифка (Matthias Fifka). «К примеру, если лоббист приглашает чиновника в ресторан на ужин — это коррупция? Есть разные мнения на этот счет», — говорит профессор Высшей школы бизнеса Кельна.

Оценить статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал «Бизнес Страницы» Челябинск
Добавить комментарий