Оставим мифологию в стороне и, взявшись за клубную тему, попробуем сразу же подойти к ней с не модной и не стильной стороны. Поговорим о том, что клубы — такой же сервис на продажу, как и, скажем, автосервис или магазин. Есть спрос — есть предложение. Есть желание, умение и средства — может получиться удачный проект.
Оставим мифологию в стороне и, взявшись за клубную тему, попробуем сразу же подойти к ней с не модной и не стильной стороны. Поговорим о том, что клубы — такой же сервис на продажу, как и, скажем, автосервис или магазин. Есть спрос — есть предложение. Есть желание, умение и средства — может получиться удачный проект.
Клуб продает людям продукт весьма эфемерный — дух. А зарабатывает на совершенно конкретном — продаже спиртного. (Клубные концерты, к слову, совсем не способ получить прибыль и служат лишь для продвижения.) Денег, которые российские клубы берут за вход, чаще всего не хватит даже, чтобы выйти в ноль, во всяком случае, без спонсорской поддержки. Однако для публики клуб — это вовсе не место, где можно дорого купить порцию водки или бокал вина. Это то, куда стоит пойти, и люди ясно ощущают — почему. «Необходимо поддерживать блестящую атмосферу, ведь алкоголь — только сопутствующее. Люди идут «на воздух». Если ты сможешь создать его, к тебе будут ходить.
«Клуб — общность людей по интересам, которые собираются вокруг какой-то идеи. А кто это: писатели, интеллектуалы, маньяки, фрики, голубые, — неважно. Людям нужно нечто объединяющее, ведь кем бы они ни были – мультимиллионерами или студентами, — все равно они страшно одиноки.
Создание клуба — дело, с одной стороны, весьма рутинное, с другой — здесь как ни в каком другом бизнесе решающую роль играет креатив. Рутина — в наборе мероприятий, одинаковых для любого заведения, будь то моднейший клуб для городского бомонда или грязный сквот для небогатых интеллектуалов: подбор помещения, утряску вопросов с городскими властями и бюрократией — санитарно-эпидемиологическим надзором, пожарными, и так далее. На решение этих проблем уходит львиная доля средств и времени. Потом подбирается промоутерская команда — люди, которые будут двигать и управлять клубом. Но это подводная часть айсберга, для публики, по сути, неважная. Видимая составляющая — креатив.
В основе клуба — концепция, метафора, идея. Правильная концепция — основа успешного клуба. Возможно, из-за такой зависимости от вещей, трудно поддающихся математической оценке, клубный бизнес остается весьма рискованным; и дай бог половина заведений в итоге отбивают вложенные в них деньги. Выражаясь языком статистическим, смертность проектов в клубном бизнесе гораздо выше, чем в других видах коммерческой деятельности. Открылся с помпой, прожил сезон, тихо закрылся. И проблема такой печальной судьбы не всегда только в неудачном продвижении. Чаще всего — в том, что результатом мертворожденной концепции стало мертвое место, в которое второй раз заходить не хочется.
Тем не менее, трезвый расчет уместен и здесь. Концепция — вещь, сотканная отнюдь не из эфира, и даже не плод вдохновенного дизайнера. Это эффектная идея, оформленная в работающий, востребованный целевой аудиторией проект. Клубный бизнес, конечно, овеян парадоксальным ореолом криминальной романтики и богемной непредсказуемости. Однако законы свободного рынка работают и здесь, и, конечно, инвестируя в клубные проекты, коммерсанты все-таки преследуют отнюдь не благотворительные цели.
Среди клубных предпринимателей есть точка зрения, что инвесторам не стоит рассматривать клуб как основной источник дохода. Лучше в качестве дополнения к другим, более простым и предсказуемым начинаниям. Или нужно уходить в клубный бизнес с головой, рассчитывая на запуск нескольких заведений с разной концепцией, которые дополняли бы друг друга и уравнивали риски. Большинство новых клубов открывается или развивается людьми, участвовавшими в нескольких проектах. Но, конечно, при слабой конкурентной среде всегда кто-то должен быть первым. А в регионах, по оценкам московских клубменов, очень много свободных ниш.
Классные клубы, как и другие культурные явления, в свою очередь, оказывают влияние на стиль жизни. Но в большей степени, как бы ни старались убедить нас промоутеры и арт-директора, клубы угождают вкусам и капризам конкретных социальных групп. А кто создает эту атмосферу? Разумеется, люди, что приходят в клуб, и, прежде всего, красавицы. Девушки, которые обладают изысканным вкусом, носят коллекционную одежду. Конечно, представители бизнеса; они целый день работают, но желают после трудов отдохнуть в компании веселых и жизнерадостных людей. И, естественно, атмосферу определяет антураж клуба. Атмосфера — это стены, диваны, посуда, декор… Все, вплоть до самых мелочей, продумано.
Клуб — бизнес весьма тонкий, и если обычно коммерсант заинтересован продаться как можно большему числу людей, то клубы старательно фильтруют своего клиента, пытаясь сформировать однородную публику, среди которой каждому было бы удобно не только развалиться на мягком диване или за деревянным столом, но и психологически комфортно.
Интересная концепция или уникальное предложение, соответствующее образу жизни публики — единственный шанс привлечь свою аудиторию.
Клубная концепция должна быть интересна аудитории, отчасти провокационна. Но, в целом, как любой коммерческий продукт, ориентирована на ее пристрастия и слабости. Это игра — но при этом каждый клуб, при всей своей уникальности, ложится в свою нишу, вписывается в совершенно определенный спрос и начинается с понимания: для кого создан клуб и каково его назначение. Набросать портрет своего завсегдатая — его доходы, возраст, привычки, предпочтения в музыке, одежде, еде. А еще лучше — быть одним из них, хотя бы в прошлом, или привлечь клубного деятеля, которые знает нюансы поведения той самый аудитории, для которой создается заведение. (К сожалению, это не та сфера, где можно провести классические маркетинговые исследования.) Отсюда, собственно, и все остальные производные: месторасположение, дизайн интерьера, клубная политика, эстетика, масштабы инвестиций, норма прибыли, срок окупаемости и продолжительность жизни.