Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольно оно может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольно оно может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Например, в связи — с истечением срока, на который создано юридическое лицо; с достижением цели, ради которой оно создано и др.

Принудительно оно может быть ликвидировано по решению суда — например, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и др.

А также в тех случаях, когда организация в соответствии с законом обязана быть преобразована в другую форму или ликвидирована, но не выполняет этого в добровольном порядке (например, при превышении числа участников в закрытом акционерном обществе).
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления.

Кроме того, коммерческие организации, потребительские кооперативы и фонды ликвидируются также вследствие признания их несостоятельными (банкротом), а если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в порядке банкротства (ст.61, 65 ГК РФ). Юридическое лицо может быть признано банкротом по решению суда, а может добровольно совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и ликвидации. Банкротство — длительная и сложная процедура и регулируется специальным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ Действует со 2 декабря 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)".

Исключение: положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия, которые являются коммерческими организациями.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст.63 ГК РФ).

Добровольная ликвидация. Ликвидационная комиссия
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица (ст.62 ГК РФ),

обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
затем назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица и право выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.
С 1 июля 2002 года устанавлен конкретный срок, в который должен быть уведомлен регистрирующий орган о ликвидации юридического лица, – 3 дня (п.1 ст.20 закона “О государственной регистрации юридических лиц”).

Порядок ликвидации
Ликвидационная комиссия (ст.63 ГК РФ)

помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации:
принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения:

о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
перечне предъявленных кредиторами требований,
а также о результатах их рассмотрения.
Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

После утверждения баланса ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами, а после завершения расчетов составляет ликвидационный баланс, который утверждается в том же порядке, что и промежуточный баланс.

Если после расчетов осталось имущество, то оно передается учредителям (участникам) юридического лица (если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами).

Расчеты с кредиторами
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст.64 ГК РФ):

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (необходимые суммы в расчете за весь период платежей переводятся, например, в фонд социального обеспечения — производится капитализация повременных платежей);
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и др.);
в пятую очередь (и не ранее чем через месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса) производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом (при ликвидации банков и др. кредитных организаций в первую очередь удовлетворяются требования граждан, а затем уже юридических лиц).
Кроме того, существуют и иные расходы — денежные средства на оплату ликвидационной комиссии, поддержание деятельности ликвидируемой организации, судебные издержки и др. выделяются вне очереди. Практика показывает, что эти средства могут быть весьма значительными.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (так что, если имущества мало, то до пятой очереди дело может и не дойти). Если имущества не хватает для выплаты всем кредиторам очереди, то оно распределяется между ними пропорционально тем суммам, которые надлежит им выплатить (если иное не установлено законом).

Если кредитор опоздал заявить свое требование в установленный для этого срок, то в очередь он не ставится и его требования удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований, заявленных в срок (работает принцип “кто не успел, тот опоздал”).

Если кредитор имеет претензии к ликвидационной комиссии в части удовлетворения своих требований, то он вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда его требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

На этом расчеты с кредиторами заканчиваются. Требования кредиторов считаются погашенными, в том числе и требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
 

Оценить статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал «Бизнес Страницы» Челябинск
Добавить комментарий