Так отметил уездную Челябу Мамин-Сибиряк в своем рассказе. Сюда свозили хлеб со всей округи. Здесь его мололи, рушили из зерна крупу, отсюда отвозили главному едоку — горно-заводскому мастеровому люду. Множеством крупорушек, мельниц на Миассе с изначалья славилась Челяба. Хлебной торговлей жил в основном городок. Однако и он тянулся за медлительным, но неуклонным все-таки российским прогрессом.
На тридцатые годы прошлого века приходится претворение в жизнь реформы народного образования в стране. В Челябинске открываются сразу четыре учебных заведения: духовное, уездное для мальчиков, приходское училище и несколько позднее школа для мальчиков (1842).
В это же время в Заречье поставили деревянную Свя- то-Троицкую церковь (краснокирпичную сложили много позже). Неподалеку от нее пристроилась женская обитель. В 1862 году ее утвердили как Одигитриевский монастырь. Место для застройки ему определили на южной окраине Большой (Христорождественской) улицы. На том месте сейчас облисполком и гостиница «Южный Урал». В монастыре было два храма, свечной завод, рукодельные мастерские. Имел монастырь несколько заимок. Одна из них находилась в урочище на берегу Миасса, ныне именуемом Монахи.
Так отметил уездную Челябу Мамин-Сибиряк в своем рассказе. Сюда свозили хлеб со всей округи. Здесь его мололи, рушили из зерна крупу, отсюда отвозили главному едоку — горно-заводскому мастеровому люду. Множеством крупорушек, мельниц на Миассе с изначалья славилась Челяба. Хлебной торговлей жил в основном городок. Однако и он тянулся за медлительным, но неуклонным все-таки российским прогрессом.
На тридцатые годы прошлого века приходится претворение в жизнь реформы народного образования в стране. В Челябинске открываются сразу четыре учебных заведения: духовное, уездное для мальчиков, приходское училище и несколько позднее школа для мальчиков (1842).
В это же время в Заречье поставили деревянную Свя- то-Троицкую церковь (краснокирпичную сложили много позже). Неподалеку от нее пристроилась женская обитель. В 1862 году ее утвердили как Одигитриевский монастырь. Место для застройки ему определили на южной окраине Большой (Христорождественской) улицы. На том месте сейчас облисполком и гостиница «Южный Урал». В монастыре было два храма, свечной завод, рукодельные мастерские. Имел монастырь несколько заимок. Одна из них находилась в урочище на берегу Миасса, ныне именуемом Монахи.
В год отмены крепостного права просвещение наконец-то охватило и женскую половину городка. Девочки стали заниматься в училище, кстати, первом в крае. Затем для них открыли две начальных школы, одну из них при Одигитриевском монастыре.
В 1863 году западные, польские губернии империи охватило восстание. Отголоски его дошли до Челябинска. В седельной суме подпоручика Евгения де Валери случайно обнаружили бумаги, которые подняли на ноги не только местные, но и губернские власти. Некий революционный центр, получалось из этих бумаг, для подготовки восстаний по всей России организовывал свои отделения. Одно из них намечалось создать в Челябинске. Злоумышленники даже сняли план города и окрестностей.
Подпоручика допрашивали в феврале 1864 года. Добиться от него почти ничего не удалось: то ли умело скрывал знаемое, то ли знал далеко не все. Дело подпоручика де Валери и других военных чинов Челябинска разрослось и дошло до военного министра. Для расследования прибыл полковник Кузьмин-Караваев. Однако через полгода следствие прекратили. Де Валери и еще несколько подследственных погибли при попытке к бегству, одна из арестованных умерла в тюрьме. К этому времени польское восстание было подавлено, планы его руководителей поднять внутренние губернии России провалились.
А городская жизнь в Челябинске шла своим чередом.
1869 год ознаменовался рождением первого культурного учреждения — Челябинского общественного собрания. Разумеется, только для «благовоспитанных людей». В
1870 году была открыта женская прогимназия. На еле- дующий год — типография Е. Л. Курчеева. А еще через год Челябинск стал принимать телеграммы по телеграфной линии из Екатеринбурга.
В 1838 году Николай I утвердил план развития Челябинска, определивший формирование современного центра города. На чертеже он выглядит правильным четырехугольником, ориентированным на север, длиной 900, шириной 700 сажен. Перестройка по плану началась в 1852 году, завершилась в конце 70-х.
За главную была улица Большая — Христорождествен- ская (ныне Цвиллинга). Параллельно ей к западу пролегли Уфимская (Кирова), Шиховская, Маршаловская и Западный бульвар (позднее Болотная), заречная часть Мар- шаловской улицы позднее стала Каслинской, а городская— Оренбургской (Васенко). Шиховская соответственно разделилась на Преображенскую (1 Мая) и Азиатскую (Елькина). Уфимская в Заречье стала называться Екатеринбургской, Большая — Береговой.
К началу девяностых годов к застройке по плану 1838 года добавились на западе Александровская площадь (Алое поле) и две улицы: Лесная (Свердловский проспект) и Западный бульвар (Володарского). В Заречье появился Северный бульвар (Калинина). Восточная окраина дополнилась Восточным бульваром (Могильни- кова).
Заметна традиция называть окраинные улицы бульварами. Расширялся город, и бульвары перемещались на новые окраины. Традиция не местная, общеевропейская, со времен, когда города прятались за стенами и валами. По-французски «бульвар» и есть городской вал. Когда обороняться стало не от кого, укрепления начали сносить, а на освободившемся месте высаживать аллеи. Впрочем, на челябинских бульварах старожилы аллей не припоминают.
Был в городе еще один конец — Заручейный — узенькая полоска застройки за рекой Игуменкой по правобережью Миасса. Несколько улочек: Ахматовская, Нагорная, Ильинская, Миасская и Заручейная.
Помимо Соборной, Солдатской и Александровской, в Челябинске имелись еще три площади — Хлебная и Сенная в Заречье и Мясная-Рыбная, примыкавшая к главной торговой улице Уфимской (район главпочтамта).
На современной карте города после всех перепланировок и переименований об уездном веке Челябы напоминают лишь улицы Береговая, Каслинская и Нагорная.