Железная дорога пристегнула Челябинск к большой жизни страны, она оживила и его общественную жизнь. Почт и все 4jiены первой в городе да и на всем Южном Урале революционной организации «Уральский рабочий союз» были связаны с железной дорогой.
В1892 году Н. М. Зобнин возвращался в Челябинск из сибирской ссылки. Он застает в родном городке великое оживление. Массу новых людей забросила в крайнюю свою точку «чугунка». Здесь организуется управление по строительству Западно-Сибирской железной дороги.В нем устраивается приехавший из Самары П. В. Балашов, знакомый Зобнину по троицкой гимназии. И уже вместе они помогают перебраться в Челябинск членам его самарского кружка. У них было больше политического опыта, чем у зобнинцев. Они изучали марксизм, занимались пропагандой среди рабочих. Среди них наиболее подготовленным марксистом был А. А. Беляков. С приездом са- млрцев челябинский кружок усилился.
Железная дорога пристегнула Челябинск к большой жизни страны, она оживила и его общественную жизнь. Почт и все 4jiены первой в городе да и на всем Южном Урале революционной организации «Уральский рабочий союз» были связаны с железной дорогой.
В1892 году Н. М. Зобнин возвращался в Челябинск из сибирской ссылки. Он застает в родном городке великое оживление. Массу новых людей забросила в крайнюю свою точку «чугунка». Здесь организуется управление по строительству Западно-Сибирской железной дороги.В нем устраивается приехавший из Самары П. В. Балашов, знакомый Зобнину по троицкой гимназии. И уже вместе они помогают перебраться в Челябинск членам его самарского кружка. У них было больше политического опыта, чем у зобнинцев. Они изучали марксизм, занимались пропагандой среди рабочих. Среди них наиболее подготовленным марксистом был А. А. Беляков. С приездом са- млрцев челябинский кружок усилился.
В декабре 1896 года по инициативе Балашова в здании управления строительством железной дороги собрались представители революционных кружков Челябинска, Златоуста, Екатеринбурга и нескольких уральских заводов. Было решено объединиться. Организация стала называться «Уральским рабочим союзом». Было избрано бюро во главе с Балашовым.
В мае 1897 года состоялся съезд «Союза», место для его проведения предоставили Зобнины. Балашов отчитался о проделанной работе. Организованы новые кружки (их было около 20) на заводах, установлена связь с организациями центра России и даже женевской группой «Освобождение труда».
«Весь 1897 год прошел в лихорадочной работе Челя- бинско-Златоустовской группы, в организации пропаганды и агитации рабочих всего Урала, в областном широком масштабе от Златоуста до Нижнего Тагила и Мотови- лихи, около Перьми»,— писал в воспоминаниях активный член «Союза» И. И. Годлевский.
В середине 1897 года рабочие создали свою типографию, первую революционную типографию на Урале. Вначале она находилась на Мариинских приисках близ станции Бишкиль, где управляющим был член «Союза» Н. Н. Кудрин. При переезде его в село Верхние Караси перевезли сюда и типографию.
Летом 1897 года «уральцы» организовали на Златоус- товском заводе всеобщую забастовку. Она завершилась победой. Была увеличена зарплата и впервые в России на заводе установлен 8-часовой рабочий день.
Активная деятельность уральцев попала в поле зрения жандармов. Они добились увольнения П. В. Балашова. После его отъезда из города руководителем «Уральского рабочего союза» становится И. И. Годлевский. К этому времени союзовцы действовали на большинстве крупных заводов Урала.
27 декабря 1897 года состоялся третий съезд «Союза». Провели его в Екатеринбурге, прикрытием послужили некрасовские чтения — отмечалось 20-летие со дня смерти поэта. Из намечаемого съездом самым значительным было проведение первомайской забастовки (от Златоуста до Нижнего Тагила и Мотовилихи) с предъявлением политических и экономических требований. К сожалению, организовать этот смотр готовности уральских рабочих к совместной борьбе не удалось. Вскоре после съезда начались провалы. К апрелю были арестованы почти все члены «Уральского рабочего союза».
Сохранились дома, где жили братья Зобнины (Карла Маркса, 81—83), А. А. Беляков и П. В. Балашов (Труда, 56). Они объявлены памятниками истории и культуры.