В 80-е годы прошлого века на Южном Урале трудился инженер Гарин. Сила читательской привычки — так и кажется, что это тот самый, который предвосхитил современный лазер в романе А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». К гиперболоиду наш инженер не имел никакого отношения, а вот к литературе — самое непосредственное, закрепленное псевдонимом Михайловский. Он широко известен как писатель Гарин-Михайловский.
В 80-е годы прошлого века на Южном Урале трудился инженер Гарин. Сила читательской привычки — так и кажется, что это тот самый, который предвосхитил современный лазер в романе А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». К гиперболоиду наш инженер не имел никакого отношения, а вот к литературе — самое непосредственное, закрепленное псевдонимом Михайловский. Он широко известен как писатель Гарин-Михайловский.
Николай Георгиевич Гарин из дворянского рода, предки его в основном служили по воинскому делу. А он вот изменил фамильной традиции: начал учебу на юридическом факультете, но закончил институт путей сообщения и стал инженером-путейцем. На наш край приходится самая яркая страница биографии инженера Гарина. Впрочем, и в биографии писателя Михайловского она заметна. На Южном Урале Гарин-Михайловский написал ранние повести «Лешее болото» и «Вариант». В них уральские места, среда, в которой жил тогда он сам. В основе сюжета «Варианта» — противоборство самого Николая Георгиевича с начальством за более дешевый и рациональный вариант прокладки железной дороги. Подкупленное подрядчиками, руководство строительством стояло за их интересы, а потому приветствовало проекты подороже, в ущерб их рациональности.
«Я унинтоокил бесполезный и бессмысленный тоннель, сделав сокращение расходов до миллиона—это из письма Гарина жене. Книжный герой поступает так же. Николай Георгиевич был человеком бескомпромиссным, что и inninжило причиной его ухода со службы. Произошло но и 1891 году, когда он проводил изыскания на участке р.к сы Челябинск — Обь.
До того несколько лет кочевой жизни вдоль завтрашнего главного хода Сибирской железнодорожной магистрали. Инженер Гарин вел изыскания, проектировал и прокладывал железную дорогу на участке Уфа — Златоуст, едва ли на самом сложном на всей магистрали. Николай Ieopiиоиич жил в Усть-Катаве. Горькое для него место, I I. умерла у него дочь. Он останавливался в Симском заводе, Златоусте и Миассе, облазил все горы и долы ню.м, 55-й параллели, по которой проложена железная дорога. В Челябинске он бывал часто, когда вел изыскания н Зауралье и Западной Сибири.
На Южном Урале Гарин-Михайловский обрел гражданскую и инженерную зрелость. Именно здесь он начал лучшее из написанного — трилогию «Детство Темы», «Гимназисты»и «Студенты». Первая часть —самая светлая ее повесть «Детство Темы» — напечатана в 1892 ходу.
Сказать, что отведенные жизнью 15 лет после Урала Гарин-Михайловский полностью отдался художественной прозе,нельзя. Не мог он посвятить себя целиком беллетристке — гражданский долг не позволял уйти от российских проблем. Железные дороги — непреходящее его беспокойство. Он был горячим пропагандистом узкоколеек они более рациональны, неслучайно за рубежом за ними первенство. Он — неравнодушный автор очерков на социальные темы, даже в путевых зарисовках не обходит их стороной.
В том, что Гарин-Михайловский близко принимал революционные идеи, убеждают его народнические искания, а затем высокая оценка марксизма.«И только с учением Маркса, с точным выводом законов жизни выявилась возможность не терять на ветер приобретенного, знать, чего хочешь»,— писал он сыну. В 1905 году Гарин-Михайловский не только сочувствовал социал-демократам, но и помогал им материально. В его петербургской квартире собирались большевики. Возможно, если бы не ранняя смерть в 1906 году, он связал свою жизнь с новой Россией.
Улица Н. Г. Гарина-Михайловского находится в поселке Дмитрия Донского, недалеко от железной дороги. На здании челябинского вокзала установлена мемориальная доска о его вкладе в строительство Южно- Уральской железной дороги.