Марш энтузиастов

Праздники тогда отмечались трудом. Вот и Октябрь 1929 года начался закладкой ферросплавного завода. Стройплощадку определили по соседству с ЧГРЗС. Удоб­но—рядом, ведь ток электростанции* будет, плавить металл в печах первенца ферросплавной индустрии страны.

За полгода до того V съезд Советов утвердил первый пятилений план развития народного хозяйства, и в нем Челябинску отводилось заметное место. В рамках одной из грандиозных программ индустриализации страны по развитию металлургии на рудах Урала и углях Кузбасса решено было наладить здесь производство ферросплавов, без которых невозможна выплавка качественных сталей.

Праздники тогда отмечались трудом. Вот и Октябрь 1929 года начался закладкой ферросплавного завода. Стройплощадку определили по соседству с ЧГРЗС. Удоб­но—рядом, ведь ток электростанции* будет, плавить металл в печах первенца ферросплавной индустрии страны.

За полгода до того V съезд Советов утвердил первый пятилений план развития народного хозяйства, и в нем Челябинску отводилось заметное место. В рамках одной из грандиозных программ индустриализации страны по развитию металлургии на рудах Урала и углях Кузбасса решено было наладить здесь производство ферросплавов, без которых невозможна выплавка качественных сталей.

В апреле 1930 года правительство приняло решение превратить завод в комбинат, и рядом было заложено алундовое (абразивное) производство, а затем электрод­ный завод.

Вся северная окраина города превращалась в метал­лургический цех страны. И на левом берегу Миасса под Пугачевой горкой вскоре поднялась дыбом земля. Хозяе­вами здесь стали «цветметчики»—они заложили цин­ковый завод.

Металлургический завод встал в войну, а ведь и ему было определено место по той же программе Урало-Куэбасса. В ней записано о строительстве на Южном Урале Ново-Бакальского металлургического завода на бакальских рудах. Он был заложен в начале первой пя­тилетки. Во почему, же не слышно было тогда о «Челяб-металлургстрое»? Негромкая была стройка: электроэнер­гии, средств и людских сил не хватало. Тогда построили только несколько зданий — под контору и жилье, а потом и совсем строительство затихло. До самого начала войны.

Восточная и южная окраины тоже в начале первой пятилетки наполнились рабочим гулом. 10 августа 1930 года заложили литейный и кузнечный корпуса трактор­ного завода. И совсем уже вдали от города, у озера Смолино, поднимались цеха станкостроительного завода.

Тракторострой, Феррострой, Цинкострой, Станко- строй — это крупнейшие, но далеко не все челябинские стройплощадки тех лет. Весь город был перевернут строительством, опоясываясь кольцом заводов, рабочих поселков, разрастающихся в новые городские районы.

Неподалеку от станкостроительного началось строи­тельство завода качественных сталей, но средств тогда хватило только на один корпус. В войну он стал основой кузнечно-прессового. Рядом с цинковым поднимался лакокрасочный. Строились макаронная и кондитерская, швейная фабрики, хлебозавод и молококомбинат. Уже в середине 30-х в городе действовало более двух десят­ков крупных предприятий.

В это время обновлялись старые заводы — имени Д. Колющенко и фармацевтический. Продолжалась ре­конструкция железнодорожного узла по проекту акаде­мика В. Н. Образцова. В 1934 году была образована Южно-Уральская железная дорога.

Память об этом времени хранят такие «промышленные» улицы, как Абразивная (Калининский и Тракторозаводский районы), Корун­довая и Ферросплавная (в поселке ЧЭМК), Цинковая (Калининский район). Памятники первых пятилеток — названия станции Бакал в Ме­таллургическом районе, Тракторострой в Тракторозаводском, поселков ЧГРЭС в Калининском, завода Серго Орджоникидзе. Улица Кузбас­ская в Советском районе напоминает о программе Урало-Кузбасс, Бело­морская в поселке Першино — об одной из самых заметных строек первых пятилеток — Беломорско-Балтийском судоходном канале.

Тридцатые годы, первые пятилетки поразили мир не­виданным массовым энтузиазмом, трудовым героизмом всего нашего народа. Гимном тех лет был «Марш энту­зиастов», пожалуй, самая популярная песня тридцатых.

Названия челябинских улиц памятуют о высоком трудовом настрое той поры, о массовых патриотических починах. Это улицы Бригадная и Ударная в Локомотивном поселке, Стахановцев в Тракторозаводском районе, Энтузиастов в Центральном районе, Многостаночников в поселке Серго Орджоникидзе.

За каждым названием — новые формы труда, патрио­тические почины, тысячи героев труда первых пятилеток.

Бригадами на заводах работали и до эпохи индуст­риализации, но массовый характер эта форма труда обрела на Стройфронте. Именно тогда родилось ударни­чество. На Феррострое, например, работали 25 ударных бригад и артелей, 325 ударников. Уже через год после начала строительства ЧТЗ четвертая часть всех строи­телей была ударниками.

В середине 30-х по всей стране широкое распростра­нение получил почин донецкого шахтера Алексея Стаха­нова. И в Челябинске у него было немало последова­телей: на Станкострое гремели имена П. Крылова, Ф. Худышкина, братьев Скубенко; на ЧГРЭСе — машинистов X. Бахраха и Ю. Ващюка.

Движение многостаночников родилось в конце 30-х — iaобслуживание нескольких станков одним рабочим, за совмещение профессий. Инициаторами стали трак­торостроители. Здесь одной из первых многостаночниц была шлифовщица Е. Орешкина. Она работала на четы­рех станках, выполняя за смену по 10 дневных норм. В конце 40-го на ЧТЗ работало свыше 400 многостаноч­ников.

build_links(); ?>
Оценить статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал «Бизнес Страницы» Челябинск
Добавить комментарий