Праздники тогда отмечались трудом. Вот и Октябрь 1929 года начался закладкой ферросплавного завода. Стройплощадку определили по соседству с ЧГРЗС. Удобно—рядом, ведь ток электростанции* будет, плавить металл в печах первенца ферросплавной индустрии страны.
За полгода до того V съезд Советов утвердил первый пятилений план развития народного хозяйства, и в нем Челябинску отводилось заметное место. В рамках одной из грандиозных программ индустриализации страны по развитию металлургии на рудах Урала и углях Кузбасса решено было наладить здесь производство ферросплавов, без которых невозможна выплавка качественных сталей.
Праздники тогда отмечались трудом. Вот и Октябрь 1929 года начался закладкой ферросплавного завода. Стройплощадку определили по соседству с ЧГРЗС. Удобно—рядом, ведь ток электростанции* будет, плавить металл в печах первенца ферросплавной индустрии страны.
За полгода до того V съезд Советов утвердил первый пятилений план развития народного хозяйства, и в нем Челябинску отводилось заметное место. В рамках одной из грандиозных программ индустриализации страны по развитию металлургии на рудах Урала и углях Кузбасса решено было наладить здесь производство ферросплавов, без которых невозможна выплавка качественных сталей.
В апреле 1930 года правительство приняло решение превратить завод в комбинат, и рядом было заложено алундовое (абразивное) производство, а затем электродный завод.
Вся северная окраина города превращалась в металлургический цех страны. И на левом берегу Миасса под Пугачевой горкой вскоре поднялась дыбом земля. Хозяевами здесь стали «цветметчики»—они заложили цинковый завод.
Металлургический завод встал в войну, а ведь и ему было определено место по той же программе Урало-Куэбасса. В ней записано о строительстве на Южном Урале Ново-Бакальского металлургического завода на бакальских рудах. Он был заложен в начале первой пятилетки. Во почему, же не слышно было тогда о «Челяб-металлургстрое»? Негромкая была стройка: электроэнергии, средств и людских сил не хватало. Тогда построили только несколько зданий — под контору и жилье, а потом и совсем строительство затихло. До самого начала войны.
Восточная и южная окраины тоже в начале первой пятилетки наполнились рабочим гулом. 10 августа 1930 года заложили литейный и кузнечный корпуса тракторного завода. И совсем уже вдали от города, у озера Смолино, поднимались цеха станкостроительного завода.
Тракторострой, Феррострой, Цинкострой, Станко- строй — это крупнейшие, но далеко не все челябинские стройплощадки тех лет. Весь город был перевернут строительством, опоясываясь кольцом заводов, рабочих поселков, разрастающихся в новые городские районы.
Неподалеку от станкостроительного началось строительство завода качественных сталей, но средств тогда хватило только на один корпус. В войну он стал основой кузнечно-прессового. Рядом с цинковым поднимался лакокрасочный. Строились макаронная и кондитерская, швейная фабрики, хлебозавод и молококомбинат. Уже в середине 30-х в городе действовало более двух десятков крупных предприятий.
В это время обновлялись старые заводы — имени Д. Колющенко и фармацевтический. Продолжалась реконструкция железнодорожного узла по проекту академика В. Н. Образцова. В 1934 году была образована Южно-Уральская железная дорога.
Память об этом времени хранят такие «промышленные» улицы, как Абразивная (Калининский и Тракторозаводский районы), Корундовая и Ферросплавная (в поселке ЧЭМК), Цинковая (Калининский район). Памятники первых пятилеток — названия станции Бакал в Металлургическом районе, Тракторострой в Тракторозаводском, поселков ЧГРЭС в Калининском, завода Серго Орджоникидзе. Улица Кузбасская в Советском районе напоминает о программе Урало-Кузбасс, Беломорская в поселке Першино — об одной из самых заметных строек первых пятилеток — Беломорско-Балтийском судоходном канале.
Тридцатые годы, первые пятилетки поразили мир невиданным массовым энтузиазмом, трудовым героизмом всего нашего народа. Гимном тех лет был «Марш энтузиастов», пожалуй, самая популярная песня тридцатых.
Названия челябинских улиц памятуют о высоком трудовом настрое той поры, о массовых патриотических починах. Это улицы Бригадная и Ударная в Локомотивном поселке, Стахановцев в Тракторозаводском районе, Энтузиастов в Центральном районе, Многостаночников в поселке Серго Орджоникидзе.
За каждым названием — новые формы труда, патриотические почины, тысячи героев труда первых пятилеток.
Бригадами на заводах работали и до эпохи индустриализации, но массовый характер эта форма труда обрела на Стройфронте. Именно тогда родилось ударничество. На Феррострое, например, работали 25 ударных бригад и артелей, 325 ударников. Уже через год после начала строительства ЧТЗ четвертая часть всех строителей была ударниками.
В середине 30-х по всей стране широкое распространение получил почин донецкого шахтера Алексея Стаханова. И в Челябинске у него было немало последователей: на Станкострое гремели имена П. Крылова, Ф. Худышкина, братьев Скубенко; на ЧГРЭСе — машинистов X. Бахраха и Ю. Ващюка.
Движение многостаночников родилось в конце 30-х — iaобслуживание нескольких станков одним рабочим, за совмещение профессий. Инициаторами стали тракторостроители. Здесь одной из первых многостаночниц была шлифовщица Е. Орешкина. Она работала на четырех станках, выполняя за смену по 10 дневных норм. В конце 40-го на ЧТЗ работало свыше 400 многостаночников.