Предыстория появления В. И. Ульянова-Ленина на станции Челябинск общеизвестна. Он был арестован как руководитель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и сослан на три года в село Шушенское. Утром 27 февраля 1897 года он проезжал Челябинск.
Все пассажиры в ту пору делали здесь продолжительную остановку. Как же иначе. Три разных дороги, и с одной на другую пересадка — другая служба, другие поезда. Впрочем, юрист Ульянов был избавлен от пересадки. Он воспользовался уже введенным тогда удобством — «беспересадочным вагоном», который перецепляли от поезда к поезду вместе с пассажирами.
Предыстория появления В. И. Ульянова-Ленина на станции Челябинск общеизвестна. Он был арестован как руководитель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и сослан на три года в село Шушенское. Утром 27 февраля 1897 года он проезжал Челябинск.
Все пассажиры в ту пору делали здесь продолжительную остановку. Как же иначе. Три разных дороги, и с одной на другую пересадка — другая служба, другие поезда. Впрочем, юрист Ульянов был избавлен от пересадки. Он воспользовался уже введенным тогда удобством — «беспересадочным вагоном», который перецепляли от поезда к поезду вместе с пассажирами.
Вокзал тогда занимал длинное одноэтажное здание. В одном крыле телеграф, зал пассажиров третьего класса, кассы. В центре багажное отделение. Затем залы для «чистых»— пассажиров первого и второго класса с рестораном и отдельной для них кассой. В торце здания почтовое отделение.
Нам неизвестно, как Владимир Ильич коротал время вынужденного сидения на станции. Одно точно, с железнодорожными жандармами он общался, так как обязан был сделать отметку в личном проходном свидетельстве. В нем указывались приметы пассажира, маршрут следования и место прибытия. В печати встречается предположение, что Владимир Ильич побывал в городе. Маловероятно: станция в нескольких верстах, сообщение плохое.
Был у Владимира Ильича знакомый в Челябинске — член бюро «Уральского рабочего союза» Алексей Беляков. В Самаре он входил в марксистский кружок, идейным руководителем которого был Владимир Ульянов. Они встречались не только по кружковым делам. Беляков бывал на квартире молодого юриста, однажды вместе с ним плавал по Волге.
Соблазнительно было бы предположить, что в Челябинске Владимир Ильич встречался с Беляковым. Тем более, что при арестах у членов «Союза» были найдены ленинские работы, например, «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах». Трудно предположить, что передал он их лично, слишком неконспиративно. В воспоминаниях Белякова «Юность вождя» о встречах с молодым Ульяновым-Лениным об этом ни слова.
Закончились формальности, перецеплен вагон. Три удара станционного колокола (хранится в музее Южно- Уральской железной дороги) — и поезд № 4 исчезает в «сибирской горловине» станции Челябинск. Через пять дней, 2 марта, со станции Обь Владимир Ильич напишет матери о своих впечатлениях:«Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 перст от Челябинска до Кривощеково, трое суток), поразительно однообразны: голая и глухая степь, никаких городов, очень редки деревни…»
Спустя три года, 2 февраля 1900 года, почтово-пасса- жир'ский поезд № 3 Иркутск — Петербург отошел от станции Ачинск. В вагоне третьего класса находились отбывшие срок ссылки В. И. Ульянов, В. В. Старков, О. А. Сильвина, а вместе с Владимиром Ильичем Н. К. Крупская и Е. В. Крупская (мать Надежды Константиновны) .
Через трое суток они прибыли в Челябинск. Снова «перекладка» с дороги на дорогу, с поезда на поезд, и отправные три удара станционного колокола. Из ссылки Владимир Ильич проезжал наш край ночью.
Память о вожде революции, основателе партии большевиков и Советского государства, увековечена в названии главного в Челябинске проспекта. Он выходит на предзаводскую площадь самого крупного предприятия города — ЧТЗ имени В. И. Ленина. Крупнейший район Челябинска — Ленинский. Улица В. И. Ленина — в поселке Шершни Центрального района, Ильича — в Советском районе, Ульяновская — в поселке кузнечно-прессового завода.