Многие уральцы открыли имя Валериана Правдухина уже в шестидесятые годы, после выхода в Южно-Уральском книжном издательстве его книги «Яик уходит в море». Более десяти лет он работал над этим романом который заслуженно можно именовать опоэтизированной энциклопедией уральского казачества. Помогло ему то, что сам он — уроженец уральской станицы Таналыкской. Учился в Уральске и Оренбурге, а затем учительствовал в Приуралье.
Многие уральцы открыли имя Валериана Правдухина уже в шестидесятые годы, после выхода в Южно-Уральском книжном издательстве его книги «Яик уходит в море». Более десяти лет он работал над этим романом который заслуженно можно именовать опоэтизированной энциклопедией уральского казачества. Помогло ему то, что сам он — уроженец уральской станицы Таналыкской. Учился в Уральске и Оренбурге, а затем учительствовал в Приуралье.
С юности он — противник вековечных устоев российского бытия: самодержавия, религии, великодержавного шовииизма. В 1911 году его исключили из Уральской семинарии за участие в бунте учащихся. Гимназию удалось закончить в Оренбурге, здесь же сдать экзамены на диплом народного учителя. В Ак-Булакской школе в учительской среде Правдухил стал весьма заметен. Его первые публикации по педагогике появились в журнале «Учитель и школа». Он был делегатом Всероссийского съезда учителей, выступал здесь с докладом о своем опыте обучения детей. А по возвращении оказался без места —«за ярко выраженные революционные убеждения».
Правдухин уехал в Москву, стал слушателем историко-философского факультета народного университета имени Шанявского. Здесь выступал уже как литературовед и критик, сблизился с Сергеем Есениным. По их предложению студенты организовали помощь политзаключенным, носили передачи узникам Бутырской тюрьмы.
После университета Правдухин снова на родном Урале. Земский лектор. Актер. Публицист. Революция и гражданская война не прошли мимо него.
В Челябинске он появился после освобождения от колчаковцев летом 1919 года. Этот город особенно памятен для него — здесь он вошел в литературу.
Правдухин — один из организаторов народного образования в губернии, руководителей губотдела наробраза. Вместе с Лидией Сейфуллиной (они состояли в браке) организовывал учебу в школах по-новому, создавал детские дома для беспризорников, трудовые колонии.
Их имена на театральных афишах того времени. Пьеса Л. Сейфуллиной «Егоркина жизнь», соавтор В. Правдухин. Пьеса В. Правдухина «Новый учитель» автобиографична: учитель в ней сам Правдухин, а описываемые события реальны. Действие происходило в Ак-Булакской школе. «Новый учитель» — одна из первых советских пьес (ее называют еще «Трудовая артель»). Она обошла сцены многих театров страны, а первую постановку осуществили в Народном доме Челябинска. В спектакле участвовал и сам автор.
В. Правдухин и Л. Сейфуллина создали в Челябинске первыйв стране детский театр. Их имена по праву открывают список Челябинской писательской организации. Они —
создатели литературного объединения, где получили пробу пера первые рабочие поэты и писатели города.
В Челябинске Валериан Правдухин зарекомендовал себя как литератор уже настолько, что его поставили во главе Сибгосиздата, ввели в редколлегию журнала «Сибирские огни». В 20-годы В. П. Правдухин стал закетен в советской литературе не только как книгоиздатель, но и как крупный критик, стоявший на твердых позициях реализма. Он защищал от нападок футуристов и прочих «истов» наследие русских писателей-классиков, писал о роли и значении пролетарского искусства. Этой теме посвятил книгу «Творец — общество — искусство».
Именно тогда, в 20-е, Валериан Павлович «входит» в уральскую тему, начал изучать историю Южноуралья. Вышли его очерковые книги о родном крае: «По излучинам Урала», «Годы, тропы и ружье». В них немало интересных наблюдений, пересказов древних легенд. А затем — огромная, плодотворная работа над романом «Яик уходит в море».
Улица В. П. Правдухина находится в Трактороза во деком районе.