В юности слесарь Мамин попал в мастерские Ф. А. Блинова в Саратове. Того самого Блинова, что изобрел первый русский трактор на гусеничном ходу, самый первый в мире. Именовался тот трактор забавно — «вагон с бесконечными рельсами».
Всем бы хороша машина, да уж очень громоздка из-за парового двигателя. Стал Яков задумываться, как бы сделать движок поменьше. И додумался: первым в мире собрал двухтактный бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти. Он-то и позволил создать микротрактор «Карлик» мощностью в пять лошадиных сил. Миниатюрная была машинка, как пони, но с делом своим в крестьянском хозяйстве справлялись.
В юности слесарь Мамин попал в мастерские Ф. А. Блинова в Саратове. Того самого Блинова, что изобрел первый русский трактор на гусеничном ходу, самый первый в мире. Именовался тот трактор забавно — «вагон с бесконечными рельсами».
Всем бы хороша машина, да уж очень громоздка из-за парового двигателя. Стал Яков задумываться, как бы сделать движок поменьше. И додумался: первым в мире собрал двухтактный бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти. Он-то и позволил создать микротрактор «Карлик» мощностью в пять лошадиных сил. Миниатюрная была машинка, как пони, но с делом своим в крестьянском хозяйстве справлялись.
К тому времени Я. В. Мамин стал уже механиком, известным далеко за пределами Саратовщины, автором не одного изобретения. Первая же его выдумка — двухлемешный плуг — заслужила Малую серебряную медаль на выставке в Саратове, медаль и премию в Пензе. Премия позволила Мамину открыть собственное дело — мастерскую пожарных насосов. Для конструктора-самоучки этот «завод» стал как бы опытно-экспериментальным производством для воплощения в металле и обкатки новых машин и механизмов. С 1910 года Мамин начал выпускать «Русский трактор», уже в пять раз мощнее «Карлика».
Не только по стране, но и за рубежом саратовский тракторостроитель обрел известность. Его машины и двигатели отмечались дипломами и премиями на международных выставках в Риме, Париже, Брюсселе.
Человек из народа, заводчик Мамин для рабочих остался своим. Не случайно, когда свершилась революция, они оставили его техническим руководителемпредприятия. Более того, в марте 1918 года Якова Васильевича принял глава Советского государства В. И. Ленин. Речь шла о расширении производства маминеких тракторов. Советское правительство выдало ему на реконструкцию завода 100 тысяч рублей золотом и поручило закупить новейшее оборудование за границей.
В 1924 году в «Известиях» была опубликована статья «Успех русского тракторостроения», в которой отмечалось:«Конструкторами трактора являются известный техник-практик Я. В. Мамин и его сын. На состоявшемся под председательством профессора В. П. Горячкина собрании принята резолюция, в которой отмечается, что трактор «Карлик», безусловно, дает простейший тип сельскохозяйственного трактора».
Речь шла о государственных испытаниях модернизированного трактора Мамина, построенного на реконструированном заводе «Возрождение» в Марксштадте под Саратовом. Так что мы вправе называть Якова Васильевича одним из организаторов советского тракторного дела.
В середине 30-х центром тяжелого тракторостроения становится Челябинск. На ЧТЗ работают сыновья Якова Васильевича — Николай и Владимир. Сюда переехал и он. Ему шел тогда 64-й год, пенсионный возраст, но он еще полон творческих сил, помогает сыновьям в конструкторских разработках. Под руководством Владимира Мамина создали газогенераторный трактор, выпускавшийся ЧТЗ перед войной. Отец помогал сыну.
С 1938 года и до конца жизни Яков Васильевич работал в ЧИМЭСХ. Здесь он продолжал совершенствовать двухтактный газовый двигатель. Особый интерес представляют модель газогенератора на соломе и работомер для замера различных показателей трактора. Научному сотруднику ЧИМЭСХ Мамину выдали более 30 дипломов на изобретения.
Советское правительство наградило Якова Васильевича орденом Трудового Красного Знамени.На здании ЧИМЭСХ установлена мемориальная доска с барельефом пионера отечественного тракторного дела.
Улица Я/ В. Мамина находится в Тракторозаводском районе.