Среда деятельности
Под средой деятельности предприятия понимается совокупность условий и факторов, окружающих предприятие и оказывающих на деятельность предприятия определяющее или значительное влияние.
Среда деятельности
Под средой деятельности предприятия понимается совокупность условий и факторов, окружающих предприятие и оказывающих на деятельность предприятия определяющее или значительное влияние.
В качестве примеров таких факторов можно указать общие факторы, действующие для всех предприятий какого либо класса или группы, такие как финансово — экономическую обстановку в стране нахождения предприятия, ситуацию на рынке, на котором действует предприятие, состояние, уровень развития и скорость развития научно-технического прогресса в области деятельности предприятия и т.д.; и частные, имеющие отношение только к данному, конкретному предприятию, такие как отношение властей к предприятию и к его деятельности, взаимоотношения предприятия с контрагентами, и т.д.
Все вышеописанные факторы в своей совокупности образуют окружающую среду, в которой и с помощью которой предприятие осуществляет свою деятельность.
Состояние данной среды имеет для предприятия определяющую роль.
Если среда благоприятна, деятельность предприятия сводится к осуществлению управления имеющимися активами с целью получения прибыли.
Если среда нейтральна, то есть не препятствует деятельности предприятия, но и не поощряет данную деятельность, предприятию помимо задачи управления активами приходится решать и другие задачи и проблемы, которые при благоприятной окружающей среде решались бы самой этой средой.
При неблагоприятной окружающей среде, то есть при препятствовании деятельности предприятия со стороны окружающих предприятие органов и лиц, деятельность предприятия определяется степенью данного не благоприятствования.
По мере возрастания этой степени предприятие вынуждено все большие и большие средства расходовать на компенсацию неблагоприятных воздействий и соответственно уменьшать средства, расходуемые на проведение, поддержание и развитие бизнеса.
Стоит подчеркнуть, что состояние окружающей предприятие среды в силу объективных причин подвержено постоянным изменениям.
Кроме того, по причине постоянности и не прогнозируемости данных изменений благоприятность окружающей среды в одно и тоже время различно для различных предприятий.
Оно различно как для предприятий различных областей бизнеса, так и для предприятий сходного профиля, возможно работающих на одном и том же экономическом пространстве.
От чего же зависит благоприятность и соответственно не благоприятность отношения окружающей предприятие среды, в чем выражается данное отношение, каковы основные факторы данных отношений.
Основным и определяющим фактором окружающей предприятие среды является взаимоотношения между предприятием и властью.
власть
Под властью понимается совокупность органов и конкретных должностных лиц, способных принимать решения, оказывающие на деятельность предприятия ощутимое влияние.
Уникальность взаимоотношения предприятия и власти заключается в том, что власть является овеществлением государства и взаимоотношения предприятия и власти являются ничем иным, как взаимоотношением предприятия и государства.
Государство же в лице власти представляет из себя большую часть, если не всю окружающую предприятие среду.
Государство разрешает появление предприятия, регистрирует это появление (по существу, регистрируя предприятие государство само создает предприятие), определяет практически все параметры предприятия и условия его деятельности, постоянно контролирует и проверяет деятельность предприятия, вплоть до его ликвидации (которая опять же регистрируется, а значит и производится самим государством).
Из чего же состоит власть, как она работает и как эта работа может отражаться на деятельности предприятия.
Начнем с самого начала.
Как появляется власть (вернее как формируются органы власти).
С начала, в рамках общественно-политических движений формируются представления о том, как наилучшим образом обустроить жизнь в государстве.
Затем эти движения и партии начинают деятельность по убеждению граждан государства в правильности данных представлений.
Когда количество лиц, поддерживающих данные представления достигает определенного значения, партии и объединения начинают деятельность по претворению данных представлений в жизнь, через принятие данных представлений на государственном уровне.
На этой стадии партии и движения приходят в соприкосновение с другими партиями и движениями, имеющими иные представления, но также стремящимися добиться принятия своих представлений на всеобщем государственном уровне.
Тогда партии и движения начинают политическую борьбу, в виде агитации как можно большего количества граждан государства в правильности своих представлений.
Завершением данной борьбы являются выборы, в результате которых выясняется косвенная приемлемость для граждан государства того или иного представления (на уровне приемлемости или неприемлемости конкретного лица, представляющего партию или движение, отстаивающую данное представление).
По завершению выборов, когда государство силами своих граждан определяет партию или движение, полномочное осуществлять управление государством на основании выбранных представлений, партии и движения, в лице своих представителей начинают формирование структур управления государством.
Данные структуры формируются в виде органов власти.
Органы власти осуществляют управление государством в виде двойной процедуры.
Дело в том, что общее количество объектов и субъектов, подлежащих регулированию в пределах любого государства настолько велико, что прямое и непосредственное управление ними невозможно по чисто физическим соображениям.
Кроме того, многие объекты и субъекты, подлежащие управлению имеют сходные (с точки зрения управления) параметры.
Решение проблемы противоречия между невозможностью управления всеми объектами и субъектами, и одновременной необходимостью данного управления сколь просто, столь и универсально.
Оно состоит в введении заочного управления.
То есть управления, при котором управление и регулирование осуществляется не в отношении какого то конкретного объекта или субъекта, а в отношении класса или вида данных объектов или субъектов.
При этом снимается необходимость в управляющем воздействии указывать к какому конкретно объекту либо субъекту данное воздействие относится.
Просто в самом управляющем воздействии указывается, что оно относится к объектам или субъектам конкретного класса или вида.
Принадлежность объекта или субъекта к данному классу или виду автоматически делает нормы воздействия обязательными для данного объекта или субъекта.
Система подобного заочного управления именуется законодательной системой.
В рамках законодательной системы у власти нет необходимости по каждому поводу, по каждому вопросу принимать свое решение.
Власть просто формирует набор, систему общих, универсальных, безличных наборов правил (законов), которые с помощью описанного выше механизма принадлежности регулируют жизнедеятельность граждан государства.
Теоретически и методически всю систему власти разделяют на подмножества (ветви), в качестве которых обычно упоминают власть законодательную, власть исполнительную и власть судебную, с делением на федеральную, муниципальную и т.д.
В данной книге мы однако не будем рассматривать данное исторически принятое деление.
Не будем не по причине несогласия с ним, а по причине рассмотрения всей совокупности власти с иной точки зрения — с точки зрения бизнеса.
С данной точки зрения первичным является конкретное влияние власти на конкретный бизнес (с последствиями и их устранением), а то, какая конкретно ветвь данной власти это сделала не имеет большого значения, либо же не имеет значения вообще.
внешний контроль за деятельностью
Итак, есть некая триединая власть, оказывающая на предприятие определенное давление.
В чем данное давление заключается.
Налогообложение.
Налоги представляют собой средство общественно — социального регулирования государственной жизни.
Данное регулирование состоит в том, что у предприятия отбирают часть прибыли, перераспределяя ее между самой властью и населением, не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, сохраняя таким образом социальную стабильность.
Социальная стабильность ценна не сама по себе, а как фактор стабильности самой власти.
От подобного перераспределения предприятие не получает ничего (ничего такого, что нельзя было бы приобрести за значительно меньшие деньги), однако вместе с тем изымаемые средства не так велики, чтобы был оправдан перевод бизнеса в другое государство.
В самое последнее время, в связи с виртуализацией и глобализацией бизнеса возможности для непосредственного налогообложения бизнеса стали сокращаться, поэтому государства постепенно будут переходить к налогообложению природных ресурсов и доходов граждан.
Опять же из расчета невыгодности переезда в иное государство.
Лицензирование.
Лицензирование представляет собой комбинацию поборов с предприятий с поддержанием уже знакомой нам социальной стабильности (посредством некоторого предупреждения масштабных массовых неприятностей).
Лицензирование заключается в проверке качества будущей деятельности, то есть того, чего на момент проверки еще нет.
С точки зрения бизнеса полезно произвести целевую классификацию лицензий.
Приведем классификацию по критериям территориальности и масштабируемости.
В соответствии с критерием териториальности все лицензии можно разделить на "адресные" и "безадресные". Адресные лицензии, как следует из названия дают право на занятие определенной деятельностью только в определенном месте (по определенному адресу), а безадресные — где угодно.
Адресными являются например лицензии на торговлю, на производство чего либо, на некоторые услуги и т.д. Безадресными являются лицензии например на транспортные услуги, на строительство и т.д.
В соответствии с критерием масштабируемости (возможности свободного, произвольного увеличения размера бизнеса), лицензии разделяются соответственно на "масштабируемые" и "немасштабируемые".
К масштабируемым относятся лицензии на оптовую торговлю, на строительство, на издательскую деятельность и т.д., а к немасштабируемым — лицензии на объекты общепита, розничную торговлю и т.д.
Зачем нужна классификация лицензий.
Она позволяет произвести анализ лицензионных перспектив бизнеса.
В случае масштабируемости лицензий они, никак не мешают увеличению масштабов бизнеса, при соответствующей благоприятной конъюнктуре.
В случае немасштабируемости лицензий, на размер увеличения прийдется получать отдельную лицензию.
Кроме того, масштабируемость лицензий позволяет существенно сократить расходы и время на саму процедуру лицензирования.
Это возможно при получении лицензии на минимальную конфигурацию предприятия, с его
последующим (после получения лицензии) значительным расширением.
При адресности лицензии соответствующую деятельность можно производить только в определенном месте.
Таким образом фактически можно говорить не о лицензировании деятельности, а о сертифицировании места, с соответствующими последствиями (при переезде например магазина в соседнее здание, торговля становится невозможной).
В случае масштабируемых безадресных лицензий возможен "прокат" чужой лицензией.
То есть возможен договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию о том, что она будет выступать номинальным (официальным) производителем соответствующих работ, а фактическое исполнение будет производится другой организацией. И т.д. и т.п.
Сертификация.
Сертификация товаров и услуг так же как и лицензирование является средством воздействия на предприятие с целью перераспределения средств и для повышения социальной стабильности.
Единственным отличием сертификации от лицензирования является то, что лицензирование представляет собой проверку того, чего еще нет, а сертификация — проверку того, что уже есть.
Во всем остальном они абсолютно идентичны.
Существует еще один общественный институт, идентичный сертификации и лицензированию как по целям и задачам, так и по используемым методам.
Это институт стандартизации.
По существу, стандартизация представляет собой обобщение и унификацию сертификации и лицензирования, производимое с целью упрощения государственного влияния и контроля за предприятием, при одновременном повышении силы данного контроля.
Таможенный контроль.
Власть государства над людьми и товарами заканчивается на границе данного государства.
При пересечении данной границы люди и товары оказываются во власти уже другого государства.
Исторически сложилось положение, при котором различные государства имеют различные цели и задачи.
Данные цели и задачи могут решаться только на соответствующей территории.
По этой причине, при выходе за пределы государства и при входе на его территорию товары и люди попадают под соответствующее государственное влияние.
В чем данное влияние состоит.
Во первых это регистрация всех перемещений всего и вся
( таможенное и пограничное оформление), во вторых это уже знакомые нам поборы (налоги и пошлины), в третьих контроль за перемещением людей (паспортный и визовый контроль) и в четвертых экономическое регулирование ввоза и вывоза товаров (тарифное и пошлинное регулирование).
Глобализация и виртуализация бизнеса постепенно стирает экономические границы государств, а одновременно происходящее выветривание национально — патриотических комплексов и освоение иностранных языков нивелирует значение и смысл гражданства как для бизнесменов, так и для работников предприятий.
Постепенно теряет смысл само понятие государства, теряет свой смысл государственное влияние, существенно (по сравнению с другими странами) усложняющее бизнес.
Бизнес уже не привязан к одному месту и не будет терпеть неоправданных расходов.
Ухудшение властью условий бизнеса будет приводить к быстрому переходу бизнеса в другие страны и регионы, что за счет сокращения поступления средств (впервые за всю историю человечества) позволит бизнесу оказывать существенное обратное влияние на власть (и на соответствующие социальные группы, поддерживающие данную власть).
Однако данный процесс по большому счету только начинается, и поэтому значение государства как среды бизнеса будет сохраняться еще достаточно долго.
Инструменты деятельности
Документы
Функции документов
Что такое документы, и какие функции они выполняют.
Под документом понимают материальный или виртуальный объект, основным и единственным назначением которого является фиксирование в общедоступной и общепринятой форме информации о фактах, событиях и операциях.
Под фиксированием информации понимается не только запись информации в определенной системе кодирования, но и (и это главное !) придание полученной единице записи определенного статуса.
Документы позволяют формализовать и стандартизировать процесс управления, придав ему вид документообмена.
Источники документов
Итак, документы являются инструментами формализованного управления.
Откуда же и как они появляются.
Первым источником документов является государственная власть, в лице своих органов управления.
Данные органы в пределах своей компетенции (так же определенной в некоторых документах) принимают соответствующие законодательные и нормативные акты.
Данные акты приобретают свой статус посредством процедуры принятия и опубликования (в случае широкого круга респондентов) и посредством определенной формы самих документов (бланки, печати и т.д.) и способа их доставки респондентам (в случае адресных актов).
Вторым источником документов являются юридические лица.
Документы, порождаемые данными лицами формализуют информационный обмен с властью (поток информации идет вверх), с другими лицами (поток информации горизонтален) и с должностными лицами данного юридического лица (поток информации идет вниз).
Документы юридических лиц принимаются соответствующими органами данных лиц, действующими в пределах своей компетенции и приобретают статус с момента соответствующего оформления.
Данное оформление производится в форме изготовления документа, содержащего текстовую запись информации и снабженного атрибутами, допустимо идентифицирующими источник документа (бланк, печать, подпись).
Третьим источником документов являются граждане.
Данные лица могут участвовать в бизнесе в качестве сотрудников предприятий и в качестве представителей предприятий.
В качестве контрагентов они выступать не могут по причине необходимости предварительной регистрации в соответствующем статусе.
Придание статуса документу, порождаемому гражданином осложняется отсутствием у него соответствующих средств личной идентификации.
Данная проблема разрешается введением специального государственного института, идентифицирующего гражданина и присваивающего документу соответствующий статус.
Данный институт именуется «нотариатом».
Существует еще один специфический источник документов, который однако не входит в число источников данного государства.
Данным источником являются органы власти и управления, юридические лица и граждане других государств.
Данные лица, допустимо (для своего государства) порождают соответствующие документы, которые могут содержать информацию, которую будет необходимо использовать в другом государстве.
Для того, что бы данное использование стало возможным, необходимо перенести документ из одной юрисдикции в другую, при этом сохраняя его статус на всех переносах.
Данная процедура переноса силы документа из одного государства в другое именуется «легализацией».
Классификация документов
Критерии классификации документов могут быть различны.
В основу классификации, в зависимости от целей данной классификации, могут быть положены различные критерии : критерии источника документа, формы или содержания документа.
В соответствии с первым критерием документы можно классифицировать на государственные, межфирменные и внутрифирменные, в соответствии со вторым — на бумажные, пластиковые, электронные и т.д., в соответствии с третьим — на правоустанавливающие, организационно — распорядительные, информационные, товаросопроводительные, товарораспорядительные и т.д.
В любом случае классификация производится с конкретными целями, исходя из которых и производится.
Документация предприятия
Вопросы документации предприятия мы уже рассматривали в главе, посвященной созданию предприятия.
Здесь мы лишь кратко систематизируем все эти вопросы.
Итак, вся документация предприятия распределяется по следующей схеме :
Внешняя
Государственная (с органами власти и управления)
Идущая на предприятие
Нормативная (адресованая всем)
Распорядительная (адресованая предприятию)
Идущая из предприятия
Переписка с органами
Обжалование действий (в суде)
Межфирменная (с лицами на договорной основе)
Коммерческая (по бизнесу)
Сервисная (по отношениям без прибыли)
ВнутренняяУчредительная документация
Учредительные документы
Регистрационные документы
Административная
Должностная (штатные расписания, инструкции)
Кадровая (трудовые контракты)
Акционерная (реестры и т.д.)
Деньги
Функции денег
Государственная
Деньги являются исключительным атрибутом государства.
Вне государства денег не существует.
Данная функция денег заключается в обеспечении (наравне с правоохранительными органами) государственного управления.
Деньги обслуживают данное управления.
С помощью денег (и только с их помощью) происходит общественно выгодное перераспределение средств, в виде изъятия средств у одних и передаче их другим.
Деньги являются наименее болезненной формой государственного грабежа, государственной продразверстки, государственных обязательных работ.
Вместо того, чтобы делать все это, государству достаточно всего лишь заставить граждан пользоваться деньгами.
В этом случае оно получает гораздо более мощное оружие.
Ему (государству) уже не нужно ходить по деревням и из потаенных подвалов с криками и мордобитиями изымать продукты для прокорма армии — достаточно всего лишь напечатать соответствующее количество денег и купить эти же самые продукты на ближайшем рынке.
Ему не нужно по тем же самым деревням для той же самой армии отлавливать рекрутов — достаточно всего лишь напечатать немного денег и рекруты сами будут проситься в эту же самую армию и т.д.
Причем государству можно не напрягаться даже по поводу самого печатания новых денег, достаточно всего лишь грамотно изымать уже имеющиеся деньги из оборота.
Для этого правда придется полностью контролировать оборот, но это просто — достаточно всех обязать осуществлять оборот через соответствующие государственные службы, или даже еще проще (чтобы не тратиться и не напрягаться по поводу создания данных служб), можно позволить населению создавать подобные службы (банки) самим, с обязанием предоставлять полный отчет по их работе.
Личная
Для лиц (физических и юридических) деньги не имеют ни малейшего смысла.
Их нельзя использовать ни для какой вразумительной пользы (кроме разве что растопки купюрами и украшения монетами).
Иногда в некоторых якобы умных книгах встречаются фразы относительно того, что деньги являются незаменимым средством обмена ценностями и стоимостями, этаким мостиком между действующими на рынке лицами.
Однако это не так (что в принципе плохо).
Дело в том, что данные лица, в процессе общения между собой вполне способны найти (и с успехом находят) всевозможные иные средства, решающие те же самые задачи.
И при этом данные средства (мы их рассмотрим далее) не являются деньгами и соответственно при их обороте не надо делиться с государством.
Однако, рассматриваемые лица существуют (люди — как граждане, предприятия — как юр. лица) в государстве и если верить классикам не могут быть от этого государства свободны.
Данная несвобода заключается в вынужденной (см. выше) необходимости пользоваться деньгами.
Итак первая и главная личная функция денег заключается в осуществлении общественно допустимого оборота.
В принципе деньги можно использовать для решения некоторых других личных задач, таких как например накопление средств (текущее и аккумулирующее), однако все эти задачи опять же могут быть решены более успешно путем использования иных средств (так например пресловутые доллары ДЕНЬГАМИ (то есть ЗАКОННЫМ средством платежа) не являются (в РФ разумеется)).
Форма денег
В государстве деньги существуют в двух формах – физической (наличной) и формальной (безналичной).
Физическая форма денег (существующих в виде купюр и монет) служит для облегчения оборота средств в области личного потребления, в которой применение формальных денег связано с большими расходами.
Формальная форма денег применяется в обороте между государством и организациями, между самими организациями и в некоторых случаях при обороте между организациями и гражданами (в одну сторону — например начисление зарплаты на карточку, в другую — например оплата с карточки крупных покупок ).
Формальные деньги существуют в виде соответствующих учетных записей, отражающих информацию о величине средств, принадлежащих некоторому лицу.
Передача средств от одного лица к другому осуществляется в виде корректировки учетных записей, соответствующих средствам данных лиц.
Данные учетные записи принято именовать счетами, а организации, осуществляющие операции со счетами — банками, хотя и то и другое не совсем правильно.
«Деньгооборот»
Как же и откуда появляются деньги.
Для начала разберемся с наличными деньгами.
Наличные деньги составляют небольшую (и постоянно уменьшающуюся) часть от общего количества денег в государстве.
Как мы уже знаем, наличные деньги обслуживают денежный оборот в частном секторе экономики.
Если некоторое лицо, имеющее (на счете) некоторое количество средств, хочет часть данных средств потратить на приобретение некоторого товара или услуги, то оно может перечислить эти средства на соответствующий счет владельца товара или услуги.
Если данное перечисление связано с несоразмерными затратами сил и времени (пойти в свой банк, выписать платежку, дождаться перечисления, получить подтверждение и т.д.), то рассматриваемое нами лицо может обратиться в свой банк и снять со счета некоторое количество средств, переведя их в физическую, наличную форму.
Имея деньги в наличной форме лицо может оплатить ими любой товар или услугу в данном государстве (как мы уже знаем государство заставляет всех принимать данные деньги).
Лицо, получившее наличные деньги за реализованный товар или услугу сдает данные наличные деньги в свой банк, с зачислением величины средств на его счет.
Может показаться, что разрешая оборот наличных средств государство выпускает их из под своего контроля, однако это не так.
Наличный оборот находится под полным контролем государства.
Во первых оно контролирует прием средств организациями (посредством налогового учета и лицензирования их деятельности и кассового учета приема наличности), а во вторых, оно контролирует крупные деньгоперемещения между самими гражданами (посредством государственного декларирования и учета всего сколь — ни будь ценного, включая дома, машины, суда и даже нательные украшения).
Наличные деньги выпускаются государством.
Оно печатает купюры и чеканит монеты.
И то и другое государству не очень выгодно.
Купюры быстро теряют свое качество, и их приходится изымать (что производится бесплатно для населения, но стоит колоссальных денег) и допечатывать а себестоимость изготовления монет (особенно самых мелких) превышает их номинал (килограмм граммовых или алюминиевых латунных копеек РФ имеет номинал в десять рублей, при рыночной цене одной только латуни или алюминия в полтинник и это без стоимости изготовления).
Однако, государство заставляет всех пользоваться деньгами и поэтому обязано обеспечивать и обслуживать их оборот.
Итак, наличность — это всего лишь небольшая часть средств, снимаемых со счета для мелких расходов.
Откуда же деньги появляются на счете.
Их туда кто то перечисляет, приобретая у владельца счета товары и услуги.
Откуда эти товары и услуги у самого владельца счета.
Он их приобрел у кого то другого (перечислив этому другому средства), либо же произвел сам, из материалов и услуг, опять же приобретенных у других лиц.
Таким образом, денежная масса не увеличивается, а плавно перетекает от одних лиц к другим, сообразно с передачей товаров и услуг.
В принципе, данный оборот может идти с постоянным количеством денег в обороте, так как государство может в рамках данного оборота полностью обеспечивать свои нужды, снимая с каждой совершаемой операции, а также с каждого имеющегося в государстве объекта (с владельца этого объекта) небольшую часть стоимости.
Однако государству по тем или иным причинам может потребоваться денег сразу и много (так что их нельзя будет плавно и постепенно собрать в виде налогов).
В этом случае государство может просто-напросто изменить значение счетов государственных органов, которым данные деньги предназначены.
Данное действие (именуемое эмиссией) приводит к изменению соотношения количества денег в обороте и количества реальных объектов, которые за эти деньги можно приобрести (последнее как нетрудно догадаться остается неизменным).
Данный процесс удешевления денег (именуемый инфляцией) представляет собой не что иное, как универсальный и всеобъемлющий налог, от которого в принципе нельзя уклониться.
Его платят абсолютно все лица государства (те, кто пользуется деньгами).
По большому счету, государство может отменить все остальные налоги, оставив только инфляционный (при этом налоговая политика будет заменена на дотационную).
С точки зрения экономики это будет абсолютно равнозначно.
Так, если при налоговой политике некоторое лицо заработало сто рублей и из них половину отдало в налоги и платежи, то при дотационной политике все заработанные деньги остаются у него, но государство просто дописывает на счета дополнительное количество денег, так, чтобы на сто (немного обесцененных) рублей лицо могло приобрести столько же товаров и услуг, сколько оно бы приобрело на пятьдесят необесцененых рублей.
Как производится перечисление средств со счета на счет.
Если и плательщик и получатель средств имеют счета в одном и том же банке, то производится списание средств со счета плательщика и их зачисление на счет получателя. если плательщик и получатель имеют счета в различных банках, то применяется механизм зачета (клиринга).
Он заключается в том, что сами банки открывают у себя счета друг друга.
При необходимости перечисления средств из банка в банк, банк плательщик увеличивает значение имеющегося у него счета банка получателя, а банк получателя уменьшает значение имеющегося у него счета плательщика. Баланс достигается за счет уравновешивания потока средств в прямом и обратном направлении.
Раньше существовала громоздкая система расчетов через расчетно-кассовые центры, однако в настоящее время практически все банки имеют друг с другом корреспондентские отношения, и работают по системе зачета.
Заменители денег
Итак, основной и единственной функцией денег является обслуживание коммерческого товарооборота.
Однако, как мы установили выше данное обслуживание производится в принудительном порядке и по этой причине не может быть выгодно конкретному лицу ( в нашем случае предприятию).
В связи с этим логично предположить, что предприятия будут стремиться использовать в целях обслуживания оборота какие ни будь иные, более выгодные инструменты.
Рассмотрим данный вопрос.
Для начала рассмотрим задачу накопления средств. накопление может быть текущим, при котором запасы средств образуются в результате временных промежутков между операциями и аккумулируемым, при котором средства накапливаются до достижения определенного количества, с целью последующего использованию всей суммы.
Текущее накопление денег, особенно при небольших и заранее не известных сроках их последующего востребования допустимо. кроме того, данное накопление производится на счете в банке, который на находящиеся на счете средства (на остаток на счете) будет начислять определенный процент, в принципе компенсирующий их инфляционное обесценивание.
Использование денег с целью аккумулируемого накопления нерационально.
Во первых за время накопления денег может произойти их непрогнозируемое обесценивание, а во вторых, за этот же самый период имеющиеся средства можно попытаться использовать для извлечения дополнительного дохода.
По этой причине временно свободные деньги могут быть использованы в бизнесе или могут быть вложены в менее рискованные активы.
В качестве подобных активов могут выступать материальные объекты (например недвижимость или товар в пути), более стабильная иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги и т.д.
При этом однако необходимо понимать, что во первых любой из объектов вложения будет менее ликвиден чем чистые деньги, во вторых каждый из них будет иметь присущие ему риски и наконец в третьих, что и при прямом вложении и при обратном извлечении денег могут быть дополнительные расходы, в виде налогов, оплаты конвертации, затрат на хранение и т.д.
Теперь рассмотрим возможные замены деньгам в части функций по обслуживанию оборота.
Для того, чтобы какое либо средство решало данную задачу, оно должно позволять постоянно и беспрепятственно
производить преобразование в денежную форму и обратно.
Кроме того данное средство должно быть общеупотребимым, то есть должно позволять производить обмен между двумя произвольными лицами.
В качестве подобного средства (например в РФ) может (для маленьких сумм и с ограничениями) использоваться иностранная валюта в форме наличных средств (безналичный валютный расчет во первых законодательно осложнен, а во вторых абсолютно бессмысленнее) и (для крупных сумм) некоторые широко распространенные ценные бумаги (типа векселей Газпрома, ГКО и т.д.).
В принципе в качестве частичных заменителей денег могут выступать всевозможные системы с накопленными суммами (наподобие метрокарточек, телефонных карточек и т.д.), однако во первых для полноценной замены необходимо пополнение средств данных карточек, а во вторых вся данная область по уже знакомой нам причине находится под полным и неусыпным контролем государства.
В заключении расскажем об одной интересной разновидности инструментов, которая в принципе через некоторое время способна кардинально изменить ситуацию с контролем над деньгооборотом.
Как уже наверное догадался читатель речь идет об INTERNET -платежах.
Данные системы представляют собой средство заказа, оплаты и получения реального товара практически обходя государственную систему контроля.
Причем главной особенностью этого обхода является его практическая законность.
Сами по себе данные системы являются неполными, так как представляют собой инструмент расходования средств, однако в сочетании с таким инструментом INTERNETа, как удаленная и телеработа позволяют обойти государство не только в вопросах расходования средств, но и в вопросах их зарабатывания.
В настоящее время данные средства находятся в зачаточном состоянии, однако скорость их развития высока, и в не очень отдаленной перспективе они способны существенно изменить описанную нами систему государственного регулирования денежного оборота.
Более подробно вопросы финансов обсуждаются в материалах дисков «Финансовое Право» серии «АДВОКАТ» и «Деньги» серии «БИЗНЕС» издательства LDL.
Деятельность предприятия
Деятельность предприятия заключается в осуществлении бизнеса.
Под бизнесом понимается деятельность, приводящая к появлению дополнительной (по отношению к первоначальной) стоимости.
Стоимость является исключительно атрибутом сравнения и обмена, поэтому появление дополнительной стоимости возможно только в результате обмена.
Данный обмен, осуществляемый не для личного потребления, а для получения дополнительной стоимости именуется торговлей.
Таким образом, деятельность предприятия состоит в приобретении (в результате торговли) за некоторое количество средств некоторого количества сырья, материалов и т.д., некотором преобразовании приобретенного и в реализации (в результате торговли) за некоторое количество средств полученного объекта (товара или услуги).
Разница количества средств первоначально затраченных и в последствии полученных составляют доход предприятия.
При вычитании из дохода расходов предприятия на преобразование исходных объектов (включая и всевозможные сопутствующие затраты) получается величина прибыли предприятия.
Торговля представляет собой обмен имеющегося у предприятия ресурса на некоторый новый ресурс, имеющий для данного предприятия большую ценность.
Данный новый ресурс может иметь совершенно любую природу.
В частности он может представлять собой рассмотренный нами в предыдущей главе государственный ресурс всеобщего принудительного использования (деньги).
Сложная торговля
Любое предприятия заинтересовано в увеличении объема реализации производимого ресурса.
Однако на пути данного увеличения стоит объективный ограничитель — возможность контрагентов предприятия приобрести увеличенное количество ресурса.
При исчерпании данной возможности дальнейшая реализация путем прямого обмена становится невозможной.
Для преодоления данного ограничения необходимо изменение схемы реализации.
Рассмотрим примеры.
Револьверная оплата
Если товар допускает разбиение на партии, то весь объем поставляемого товара разбивается на соответствующие партии, которыми и осуществляется поставка.
Причем поставка очередной партии производится только после полной оплаты стоимости предыдущей партии.
Данная схема помимо снижения риска неоплаты для продавца, позволяет покупателю в случае соответствующей необходимости получить кредит для выкупа очередной партии за счет залога предыдущей партии.
Револьверную оплату (в случае N партий) не следует путать с отдельными продажами этих же самых N партий, так как цена за товар определяется исходя из объема и в случае N продаж будет существенно больше.
Товарный кредит
Предположим, что покупатель ресурса постоянно и равномерно реализует его (отдельно или в составе своего продукта) некоторым предприятиям.
Если постоянность и равномерность реализации позволяет произвести расчет сроков последующей реализации ресурса, то первичный отпуск ресурса, возможно, произвести на условиях отсрочки платежа, на заранее рассчитанный срок.
В этом случае цена ресурса при подобной реализации должна рассчитываться с учетом отсрочки платежа.
Встречная торговля
Предположим, что приобретающее ресурс предприятие само заинтересовано в реализации некоторого иного ресурса (например, произведенного с использованием первоначального ресурса).
В этом случае, ему будет выгодно оплатить (полностью или частично) приобретение первоначального ресурса некоторым количеством имеющегося у него собственного ресурса (иногда данную схему оплаты именуют бартером, но это неправильно).
Так, например если имеется некоторое количество, например нефти и надо переработать ее на предприятии соответствующего профиля, то логично оплатить стоимость ее переработки некоторым количеством самой нефти или продуктов ее переработки (что впрочем, для предприятия одно и то же).
По данной схеме в частности оплачивается вся переработка давальческого сырья.
Лизинг
Предположим, что некоторое предприятие заинтересовано в приобретении некоторого ресурса, но не имеет для этого достаточных средств.
Предположим так же, что приобретаемый ресурс должен был приобретаться для последующей коммерческой эксплуатации (то есть для извлечения прибыли), в результате которой получаемая прибыль превысила бы стоимость данного ресурса.
В этом случае логично найти некоторое предприятие, обладающее необходимыми для приобретения ресурса средствами, и заинтересованное в ликвидном и выгодном их использовании.
Данная организация может выкупить у первоначального продавца реализуемый ресурс и сдать его в аренду эксплуатирующей организации (несостоявшемуся продавцу).
Данная форма трехстороннего сотрудничества (первоначальный продавец подвязывается в нее для гарантийного обслуживания ресурса) именуется лизингом.
Факторинг
Предположим, что некоторое предприятие (продавец) передало другому предприятию (покупателю) некоторый ресурс, однако по тем или иным причинам оплаты не произошло.
Так как продавец работает по схеме "покупка — переработка — продажа", то не получив оплаты за свои ресурсы он сам не сможет приобрести ресурс, необходимый для продолжения деятельности.
В этой ситуации ему может помочь факторинг.
Факторинг представляет собой специфическую форму торговли, при которой реализуемый ресурс представляет собой долг некоторого предприятия.
В нашем примере, продавец, реализуя стороннему лицу долг покупателя, приобретает средства, необходимые для продолжения своего производственного цикла.
Лицо, приобретающее долг рассматривает затраты на его покупку как инвестиции, ибо долг приобретается не за полную стоимость (номинал), а за ее часть, и после взыскания долга в полном объеме разница между номиналом и ценой покупки составит прибыль данного лица.
Расчеты
В предыдущей главе мы рассмотрели вопросы прямых расчетов между предприятиями.
Здесь же мы по аналогии со сложной торговлей рассмотрим некоторые схемы сложных расчетов, применяемых в случаях невозможности осуществления простой прямой оплаты.
Вексель
Вексель представляет собой формализованный долг некоторого предприятия (векселедателя).
Векселедатель, выписывает вексель и продает его векселедержателю по определенной цене.
Векселедержатель может продать вексель другому лицу и т.д.
Держатель векселя может при определенных условиях предъявить данный вексель векселедателю и получить указанные в нем средства.
Применение векселей позволяет организовывать цепочки безденежных расчетов между предприятиями, связанными некоторыми технологическими или торговыми связями.
Так например алюминиевый комбинат может оплатить электростанции своим векселем стоимость электроэнергии , электростанция может энергетической компании оплатить им стоимость ремонта здания, а энергетическая компания может оплатить им стоимость приобретенных у завода алюминиевых проводов.
При этом по всей цепочке данный взаимозачет будет произведен без денег, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Аккредитив
Предположим, что некоторое предприятие (продавец) хочет продать другому предприятию (покупателю) определенный товар.
Предположим так же, что продавец не хочет рисковать и передавать товар раньше денег.
Так же предположим, что покупатель по своим причинам не хочет брать товар на условиях предоплаты. Каков выход из данной ситуации.
Покупатель может передать средства не напрямую продавцу, а некоторому доверенному лицу.
В том случае, если все пройдет нормально, и товар будет передан, продавец придет к данному доверенному лицу, предъявит ему доказательства должной передачи и получит от него предназначенные ему средства покупателя.
Данная схема оплаты именуется аккредитивом.
Инкассо
Существует и другой способ решения данной проблемы.
Продавец оформить на товар товаросопроводительные и товарораспорядительные документы на предъявителя (собственник которых будет являться собственником товара) и передать их доверенному лицу.
В этом случае, покупатель товара может оплатить стоимость товара данному доверенному лицу и забрать у него данные документы, став, таким образом, собственником товара.