Культура это

Культура – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, присущих определенной группе людей. Это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов одной группы от другой; это система коллективных ценностей. Как выразился Паскаль, по эту сторону Пиренеев имеются истины, которые по другую сторону являются ложью.

Помогая клиентам планировать и осуществлять изменения, консультанты могут обнаружить, что определенные отношения и взгляды разделяют все или большинство людей в организации. Консультанту противостоит скрытая сила, влияющая на позицию людей. Люди культуру осознают как то, что им помогает жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества.

Хотя культура присутствует во всем и ее влияние на функционирование организаций сильно, проблема же состоит в том, что ее трудно определить и понять. Суть культуры – это ценности и убеждения, которые вырабатываются длительное время. Система ценностей и убеждений консультанта формировалась под влиянием культуры среды, в которой он вырос, поэтому прежде всего для него есть необходимость осознания и терпимости к чужой культуре.

Что должен делать консультант для того, чтобы понять культуру и чтобы ни его поведение, ни его предложения ей не противоречили? Во-первых, необходимо проявить к культуре искренний интерес, познакомиться с ней по литературе, пообсуждать это с другими людьми. Во-вторых, не надо воспринимать чужую культуру эмоционально, даже если многое в ней кажется анархизмом; надо проявлять терпимость к чужим ценностям и убеждениям, осторожность в суждениях.

Уровни культуры

Национальная культура.

Термин «национальная культура» применяется для определения ценностей, убеждений, норм поведения и традиций, которые характеризуют человеческое общество в определенной стране. Особое значение для консультанта имеют ценности, касающиеся следующих вопросов: распределение социальных ролей и их статус; критерии успеха в экономической и социальной жизни; уважение к возрасту и старшинству; роль традиционных органов власти; демократические традиции; индивидуализм и коллективизм; духовные и материальные ценности; чувство долга и преданности семье, обществу; религия и ее влияние на экономическую жизнь; отношение к другим культурам. Национальные культуры уникальные, но не закрытые системы, во всех странах происходят культурные изменения под воздействием роста материального богатства, уровня образования и расширения контактов. Сейчас менеджеры всего мира постигают японскую национальную культуру.

Профессиональная культура.

Профессиональную культуру разделяют все лица, принадлежащие к одной и той же профессии: юристы, врачи, архитекторы, менеджеры… Она тесно связана с содержанием работы и ролью профессии в государстве. На нее влияет профессиональное образование. Своя профессиональная культура есть у консультантов по вопросам управления, их общая черта – прагматизм, т.е. стремление найти решение «на сегодня». Наличие и понимание профессиональной культуры менеджерами и консультантами позволяет вести работу более успешно.

Организационная культура.

Каждая организация обладает своей специфической культурой: ценности, отношения, нормы, привычки, традиции, ритуалы – все вместе взятое присуще только им. Специфические культурные ценности организации касающиеся следующих вопросов:

  • миссия организации, ее «лицо», дух единства;
  • власть и старшинство, полномочия и ответственность;
  • должности, привилегии, карьера, мотивация;
  • стиль управления, процессы принятия решений;
  • характер обмена информацией, контактов;
  • пути разрешения конфликтов, дух лояльности;
  • символика, ритуалы и т.д.

Консультант по вопросам управления должен как можно раньше познакомиться с культурой организации для уяснения, не является ли она главной причиной проблем.

Основные вопросы культуры и консультирования.

Поведение консультанта

Существует много полезных рекомендаций, как должен вести себя человек в чужой культурной среде, в том числе и для консультантов разработаны советы как одеваться, обсуждать вопросы, использовать посредников, проявлять эмоции и т.д. Существуют и более серьезные вопросы взаимоотношений клиента и консультанта: распределение ролей, конфронтация и согласие, религиозные убеждения и т.д. «Находясь в Риме, поступай как римляне» – сие невозможно и нежелательно, ибо уважение культуры другого народа не означает утраты собственной культуры.

Изучение культуры

Консультант должен использовать весь свой опыт и талант, чтобы узнать достаточно о культурных факторах. Во-первых, надо расспросить сотрудников, как ведутся дела в организации и чего следует избегать. Во-вторых, ответ дает тактичное наблюдение за клиентом, способами их общения и ритуалами. В-третьих, обсуждать вопросы культуры надо неофициально, не теряя хладнокровия, даже если это для Вас нестандартная обстановка.

Много интересной информации может дать изучение истории организации, ее успехов и неудач. Доверительные отношения не всегда создаются, иногда контракт этого не предусматривает в полной мере. Главное – учет предпочтений данной организации при проектировании изменений, которые консультант собирается внести.

Перенос управленческого опыта

Возникает вопрос – до какой степени и при каких обстоятельствах возможен и уместен перенос опыта одной организации, региона, страны на другую? Если методы управления выработаны применительно к таким оргхарактеристикам, как характер и сложность производственного процесса, вид и качество информации, то они нейтральны по отношению к ценностям и их целесообразно и не сложно перенести из одной культуры в другую.

Если методы управления основаны на ценностях и разработаны для применения в условиях определенной культуры, переносить их трудно и чаще невозможно. Практика накопила множество примеров неудач механического переноса форм оргструктур, систем мотивации и т.д.

Культура и внесение изменений

В мире в целом существует две ситуации. Модернистские структуры рассматривают изменения как здоровый фактор прогресса. В традиционном же обществе ценится управленческий порядок, стабильность и почитание прошлого. Однако если культурные факторы затрудняют и тормозят изменения – еще не значит, что они невозможны. Консультанту необходимо учитывать:

  • характер допустимых изменений, во избежание культурно неприемлемых
  • темп внесения изменений и время их принятия персоналом организации как неизбежное
  • меры обучения, убеждения, согласования для данной организации.

Консультирование по вопросам общественного развития

В настоящее время в мире к управленческому консультированию прибегают при разработке проектов общественного развития в таких областях, как питание, образование, здравоохранение, развитие коммунальных услуг, регулирование рождаемости и др. в сельских районах.

Поэтому общественное и сельское – новый мир для консультантов. Здесь отсутствуют практически все виды культур, поведение полно предрассудков и консерватизма из-за сложных жизненных условий, плохого образования и бедности.

Здесь преобладает пассивность, покорность, отсутствие личной инициативы, страх перед изменениями почитание сильной власти.

Поэтому консультант должен обладать навыками импровизации, быть выдержанным, способным работать в неудовлетворительных условиях – и этого нельзя найти ни в одном руководстве по консультированию.

Оценить статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал «Бизнес Страницы» Челябинск
Добавить комментарий