Системные отношения и связи в экономике

Структура системы управления производством

Чтобы управлять другими людьми, каждому человеку следует прежде научиться управлять собой, знать каким образом формируются его представления о жизни общества и окружающей среде, определить свое место и роль в этих процессах.

Управление — сложная задача для каждого человека, когда он сам ответственен за свою судьбу лично. Но эта деятельность еще более усложняется, когда в ее оборот втягиваются интересы других людей. Например, интересы членов семьи, "наемных работников, партнеров, государства. Начало управления — это определение прав личности, выбор способов решения конкретных задач, знание своих прав и обязанностей, меры ответственности и влияния на других людей, знание правил взаимодействия в обществе. Появляется потребность не только знать внешние свойства управляемой деятельности, определяющей интересы, потребности, цели, но и реально представлять, что и как нужно делать, чтобы достигать поставленных целей. Желание стать менеджером порой быстро пропадает у людей, когда они сталкиваются с трудностями профессии, которые необходимо преодолевать. Лишних знаний в подготовке менеджера нет. Напротив, углубление и развитие представлений о профессии порождает потребность в их дальнейшем изучении.

Чтобы управлять другими людьми, каждому человеку следует прежде научиться управлять собой, знать каким образом формируются его представления о жизни общества и окружающей среде, определить свое место и роль в этих процессах.

Управление — сложная задача для каждого человека, когда он сам ответственен за свою судьбу лично. Но эта деятельность еще более усложняется, когда в ее оборот втягиваются интересы других людей. Например, интересы членов семьи, "наемных работников, партнеров, государства. Начало управления — это определение прав личности, выбор способов решения конкретных задач, знание своих прав и обязанностей, меры ответственности и влияния на других людей, знание правил взаимодействия в обществе. Появляется потребность не только знать внешние свойства управляемой деятельности, определяющей интересы, потребности, цели, но и реально представлять, что и как нужно делать, чтобы достигать поставленных целей. Желание стать менеджером порой быстро пропадает у людей, когда они сталкиваются с трудностями профессии, которые необходимо преодолевать. Лишних знаний в подготовке менеджера нет. Напротив, углубление и развитие представлений о профессии порождает потребность в их дальнейшем изучении.

Управление как профессия выделилось в самостоятельный вид деятельности в обществе с 1860 г., когда Генри Гантт обосновал необходимость этой категории труда. Он доказал, что временное частное право на управление, передаваемое по наследству, не является эффективным и оправданным для интересов общества. Развиваясь на базе широкой практики, эта профессия к настоящему времени превратилась в наиболее сложный вид деятельности человека в системах, имеющих в своей структуре коллективы людей (бригаду, цех, предприятие). При увеличении своих масштабов до уровня отрасли или государства такие системы приобретают свойства социальноэкономических систем (СЭС).
Менеджер — это исполнитель управления, его организатор и вдохновитель. Содержание управления всегда было таинственно и
субъективно, рискованно и привлекательно для людей, оно пробуждало их амбиции и стремление к власти. Современные представления
об управленческой деятельности раскрываются через понятия «процесс управления», «система», «системный анализ», «система менеджмента*. Управление стало наукой, превратилось в процесс координации действий элементов сложных систем для целенаправленного изменения их состояний или положения в пространстве. Системность стала характерным свойством совокупности элементов единой функциональной общности в деятельности людей, а системный анализ — основным методом изучения сложных систем. Интенсивное форми-
рование науки менеджмента превращает искусство управления в будничную технологию. Все более становится очевидным, что менеджерами не рождаются, ими становятся.

Управление по своей природе — комплексная деятельность, она сочетает в себе множество различных видов деятельности, переплетенных в сложные цепочки и нагромождения событий, которые выстраивает сама жизнь. По сути жизнь, деятельность людей в процессах производства и распределения материальных благ есть главная книга менеджера, его основной учебник и лаборатория. Вся теория, накопившаяся в этой области, «придумана» человечеством и постоянно изменяется им для упорядочения взаимодействия в будущем и настоящем. В настоящее время эта эмпирическая наука имеет много ответвлений, связанных с многоролевой активностью делового человека.
Управленец — это психолог, так как его работа связана с людьми, юрист — поскольку обязан действовать строго в рамках закона, экономист — так как использует инструментарий экономической науки для описания отношений, хозяйственник и предприниматель, политик и инженер — так как связан с производством прогрессивных из делий, конструктор и ученый. Управленческая деятельность — социально-значима. В ней результат достигается путем взвешенного анализа потенциальных возможностей управляемого объекта и среды, и от этих результатов зависят судьбы и экономическое положение людей. Руководителей отличает умение обобщенно видеть самые раз личные ситуации, вырабатывать навыки общения с людьми. Эти их профессиональные отличия обусловлены положением менеджера в структуре системы управления производством.

Структура системы управления производством

Структура системы управления производством
I, П, III — уровни иерархии в системе управления (верхний, средний, нижний).
1 — администрация территории (города, района, области); 2 — правительство; 3 —
налоговая служба; 4 — органы государственной статистики; 5 — правоохранитель-
ные органы; 6 — таможня; 7 — энергонадзор; 8 — эл. сети; 9 — теплоцентраль.
Инженер-технолог (механик) — V; специалист по АСУ — •; экономист, бухгал-
тер — • ; менеджер (управленец) — •

Схема принципиальная, поэтому применима для объектов производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) разного масштаба.
Четко разграничить сферы деятельности специалистов разных профилей невозможно, не существует и их специализации в «чистом»
(абсолютном) виде. Это обусловлено многообразием явлений в части организации труда, а также размещением задач управления в иерар-
хии причинно-следственных связей систем управления.
Поэтому каждый из специалистов-менеджеров должен обладать в некоторой степени знаниями смежных специальностей, что и пре-
дусматривается в учебных планах обучения. Специальность определяется структурой и объемом знаний в комплексе изучаемых дис-
циплин. Для практической деятельности инженер должен иметь подготовку, достаточную для взаимодействий по вопросам эконо-
мики, управления и бухгалтерского учета, а менеджер — по вопросам функционирования объекта управления в целом.

На предприятии менеджер является юридически ответственным лицом или наделен определенными полномочиями юридического
лица для выполнения своих функций. Специфика положения менеджера побуждает его всю среду, в которой и с которой он работает,
«видеть и ощущать» как систему. Его задача — организовать эту среду в общем и в частностях, суметь ее настроить и оперировать с ней,
уметь оценивать результаты действий системы, а значит — своего труда. Образно говоря, смысл работы управляющего не в том, чтобы
«вытаскивать машину из ямы, а в том, чтобы не попадать в нее».
Профессиональное видение жизни и реальных процессов — это критерий качества специалиста-менеджера, на это ориентирована тех-
нология его подготовки, каждое учебное задание и каждая отдельная дисциплина, практика и анализ участия в учебном процессе.

Поскольку управление в социально-экономических системах реализуется через человека и его субъективное понимание ситуации, то менеджеру-профессионалу необходимо:
• формировать свою точку зрения на теорию и практику управления;
• вести непрерывную аналитическую работу по всему спектру отношений;
• искать и совершенствовать приемы работы на основе системного подхода, формировать универсальные приемы и схемы действий;
• знать, что любая теория или метод в экономике будут эффективны для вашего производства настолько, насколько вы лично осознали и освоили его, нашли путь его реализации.

Говоря о системе управления с позиций менеджера, мы имеем в виду структуру взаимодействия объекта управления (ОУ) и регули-
рующего органа по принципу обратной связи. Деятельность человека регулируется его сознанием. Каждый человек наделен созна-
нием, он его развивает, чтобы жить. Общество (группа людей, разрозненное множество) наделено общественным сознанием, которое про-
является определенным образом в материально-духовном мире и нуждается в управлении для создания условий жизни наиболее эффектив-
ными способами. Жизнеобеспечение превращается в процесс производства и распределения материальных и духовных благ в целях удов-
летворения жизненных потребностей человека и общества.

Принципиальная структура системы управления

Каждый человек — неповторимое создание природы. Каждый человек уникален. Эта уникальность свойственна и группам людей,
и обществу в целом. Они различаются по расе, национальности, языку, этническим признакам. Жизнь человека дарована ему при-
родой, дана Богом, а его существование зависит от трудов человека в материальном мире. Результатом труда являются материальные
блага, опосредствующие жизнь человека в природе. Все, что создано трудом человека, представляет собой материальное благо, то есть
органическое соединение вещества природы и труда.
Благо — материальное, духовное или энергетическое средство, позволяющее человеку опосредованно и успешно достигать постав-
ленных целей, действуя в природе и в отношениях между людьми. Любое благо в своих проявлениях может иметь две стороны: позитив-
ную (положительную) и негативную (отрицательную), нести добро и зло, яд и лекарство. Например, удобрения повышают урожайность, но
и отравляют среду, смерть приносит горечь утраты, но и дает освобождение от проблем жизни, оружие защищает и убивает, сахар сладок и приятен на вкус, но разрушает зубы, война — разрушение для одних, созидание и обогащение для других..
Особенность жизни человека в том, что он живет в обществе других людей и не может обойтись без этого в целях выживания и удовлетворения своих жизненно важных потребностей. В этой осо бенности проявляется природа человечества, выраженная в объективных свойствах живых организмов произрастать и развиваться в условиях природы и искусственной среды, создаваемой ими в результате своей деятельности. Поэтому человек, являясь самоуправляемой системой, вынужден разделять свое (частное) и общественное (общее) благо. Из этого естественного, природой заложенного свойства, признания человеком и обществом первоисточника блага, как истинного, его (блага) творца, возникают категории, определяющие право соотнесения благ между субъектами общества: производителями и потребителями. Под «правом» понимается система общеобязательных гарантированных норм конкретного лица, его юридическая возможность оправдать перед обществом свои действия. При этом выделяют два мотивированных направления работы общественного сознания:
• право частное (индивидуальное, личное);
• право общественное (коллективное, публичное).

Структура соотнесения прав на материальное благо между субъектами общества

Из такой, казалось бы, простой потребности и характера отношений исходят очень многие проблемы имущественных споров. Например: отношения аренды, ссуды, займа, кредита, обмена, наследования, дарения, поручительства, гарантий.
Понятие «собственность» отражает совокупность вещей (имущества), принадлежащих субъекту (собственнику). Поэтому отношения собственности, а именно: право владения, право пользования, право использования, право распоряжения называются имущественными.
Право собственности юридического лица — это законодательно урегулированные полномочия юридического лица на владение, распоряжение, пользование и использование имущества, делегированные ему обществом. Право собственности физического лица — это то же самое право, но наследуемое или приобретаемое.
Правовое цивилизованное общество основано на признании следующих принципов частного права:
• независимость и автономия личности;
• признание и защита частной собственности;
• свобода договора.
В течение 80 лет (с 1922 года) в России существовало только публичное (государственное) право, то есть не было сферы, где бы юридическим лицом выступал рядовой человек. Была диктатура не только власти, но и права. Однако жизнь (опыт, практика) показывает, что прогрессирующее общество немыслимо, если в нем интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Поэтому цивили-
зованные отношения в обществе развиваются по трем направлениям:
• создание системы прав и свобод граждан;
• формулирование приоритета частного права;
• организация независимого и сильного правосудия.
Все процессы, возникающие в обществе при его функционировании, можно разделить на следующие группы:
— познавательные: логика, анализ и синтез, философия, теория познания, естествознание и прочее;
— организующие: власть, государственное устройство, формы собственности;
— распределительные: между людьми, предприятиями, государством, местными органами;
— накопительные: аккумулирование ресурсов общественных и частных;
— охранительные: создание условий неприкосновенности собственности;
— защитные: создание реакций противодействия технического, территориального, правового, социального характера;
— разрушительные: реформы, конфликты, войны, революции;
— воспроизводственные: сохранение численности населения, забота о детях и рождаемости;
— коммуникационные: языки, средства информации и связи, телекоммуникации;
— производственные: получение продуктов материального и энергетического производства.
Все общественные процессы взаимосвязаны между собой. Их много, в жизни они пересекаются между собой и наслаиваются друг на друга с разной степенью взаимовлияния .

Процессы жизнедеятельности общества развиваются неравномерно во времени, каждый из них имеет свою динамику. Но при этом разви-
тие каждого из процессов протекает на фоне или в среде постоянно сменяющихся других смежных процессов жизнедеятельности общества,
что превращает среду динамики отдельного процесса для каждого момента времени в качественно новую среду, параметры состояния кото-
рой никогда точно не могут быть определены. Они являются случайными, непредвиденными, прогнозируемыми.
Повторяющиеся нововведения в обществе происходят каждый следующий раз в новых условиях взаимовлияния, дают качественно новые сдвиги, что позволяет образно представить их в форме развития по спирали. Масштаб явлений и событий в практике ПХД различен.
Достижение их крайних состояний повышает устойчивость субъектов в жизни, создавая определенный «запас прочности». Все нововведения
полезны и выгодны с точки зрения повышения устойчивости экономических систем, накопления опыта общественного сознания, поиска
форм и приоритетов развития.
Все процессы жизнедеятельности в природе динамичны, изменчивы во времени. Например, такими процессами могут быть день и ночь; жара и холод; дожди и сушь; зима и лето; сытость и голод; равновесие и потрясения; мир и война; созидание и разрушение.
На разрешении противоречий подобных явлений основана движущая сила жизни. Каждый из процессов жизнедеятельности имеет свои параметры. Но есть крайние, предельно возможные состояния, которые определяют запас прочности субъекта и используются при его «тренировке» (голодание, выносливость, закалка металла, аналогично — войны и разрушения).

К свойствам человека как объекта уцравления относятся: неповторимость, индивидуальность черт характера, подвижность, многофункциональность, сложная структура, высокие запросы по материальному и техническому обеспечению, чувствительность к помехам, подверженность психологическому и информационному влиянию, неустойчивость к инфекциям, автономность функционирования, чувствительность к условиям выживания (температура, давление, влажность, продукты питания, воздух и т.д.), миграционный характер жизни, сильная реакция на воздействие, наличие и сложность духовного мира, неустойчивость поведения во времени, вероятностный характер потребностей, независимость, адаптивность, стремление к взаимодействию.
Существует также множество признаков, по которым можно идентифицировать человека, они являются основой его социального статуса.
К таким признакам относятся: пол, национальность, дата и место рождения, профессия, специальность, семейное положение, место проживания, вероисповедание, состояние здоровья, темперамент, интересы, убеждения, положение в обществе, трудоспособность, эрудиция, социальная защищенность, личные способности, нравственные приоритеты.

Потребности и отдача общества в процессе жизнеобеспечения

Много ли нужно человеку (обществу) для жизни или, как говорят, для счастья? Вопрос риторический. Каждому человеку и обществу в целом всегда чего-то недостает. Каждый из них ежедневно сталкивается с проблемами:
— как получить доход?
— как его израсходовать?
— какие товары и сколько купить?
— куда вложить накопления, чтобы сберечь их от превратностей судьбы?

В процессе обучения менеджера все эти проблемы рассматриваются детально для условий рыночной экономики. Для постановки задачи
управления процессом жизнеобеспечения в общем виде определимся с потребностями и отдачей общества и отдельного человека.
Во-первых, установим границы системы жизнеобеспечения, обо значим ее структуру, источники ресурсов, объем наполнения системы.
Совокупность территорий, природных ресурсов, населения в среде его проживания составляют жизненное пространство общества.
Этнические свойства общества, его численность и условия жизненного пространства обусловливают его национальные интересы. Обеспечение потребностей общества и их воспроизводство (отдача общества) в процессе жизнедеятельности определяется уровнем производства ма-
териальных благ

Принципиальная структура системы жизнеобеспечения общества

Принципиальная структура системы жизнеобеспечения общества

 

Принципиальная схема регулирования потребностей и отдачи общества

Принципиальная схема регулирования потребностей и отдачи общества

 

Воспроизводственный многоотраслевой потенциал общества в каждой стране формируется под различные необходимые обществу виды продукции в количествах, определяемых органами управления и потребностями общества. Примеры таких потребностей — см.табл.

потребности общества

Среди множества причин, повлиявших на ход развития экономики в России, отметим некоторые:
— недооценка ресурсосберегающих технологий;
— недооценка прогрессивных направлений;
— большие потери ресурсов в сельском хозяйстве и промышленности;
— структурные перекосы;
— проблемы в организации управления.
Обратим внимание на то, что нужно обществу для жизнедеятельности и в каких объемах (табл. 1.3). Цифры впечатляют. При этом важно знать потребление продуктов и товаров не только в целом, но и на душу населения. Поэтому сфера потребления и производства по уровню исследований и регулирования опускается до уровня индивидуально-семейного анализа социального обеспечения и бюджета.

Годовое потребление продуктов питания

У каждого субъекта хозяйствования существуют свои проблемы. Москва, например, потребляет в сутки свыше 6 млн кубометров воды. А сколько нужно дизельного топлива городам Норильску или Магадану? Но это только внешние признаки потребностей. Внутренние про-
блемы управления сложнее. Например, чтобы обеспечить Москву водой, бурятся скважины водозабора, в городе их насчитывается несколько сотен, в два раза больше — в области. Интенсивность использования скважин обусловлена сложными географическими влияниями. Пресная вода находится на глубине « 250 м, а ниже вода повышенной солености. Постоянная откачка воды в больших коли чествах изменяет уровень вод в подземных водоносных слоях. Огромное количество дренажных (сбросных) вод, в том числе от природных осадков и канализации, требуют балансировки встречных потоков, так как вся «наземная платформа» теряет устойчивость и прочность из-за невидимой глазу влаги в грунтах. Эти явления вызывают провалы, оползни и другие осложнения. Для эффективного управления такой системой необходимы точные измерения, службы мониторинга и геологии, службы разведки и очистки вод. Потребительский спрос — это огромный пласт исследований,
тесно связанный с формированием;
• норм потребления;
• культуры потребления;
• интересов и вкусов потребления;
• обоснованием и контролем уровня потребления (минималь ная потребительская корзина) для оценки состояния потребления и потребителей, в том числе слабо защищенных слоев общества;
• оценок состояния производства.
Распределение материальных благ в структуре доходов и расходов семьи различается в зависимости от региональных условий жизни и
других факторов. Наличие такой информации позволяет выполни гьколичественный анализ экономического состояния семьи. Основными статьями расходов семейного бюджета являются продукты питания, одежда, плата за жилье, транспорт, медицинское обслуживание,
образование, развлечения, отдых.
Таким образом, жизнедеятельность человека (общества) объективно определяет понятия «потребности» и «отдача» общества, интересы общества в применении этих понятий. Интересы, в свою очередь, через систему отношений сторон, которую общество формирует по конкретным элементам жизнедеятельности (норм, правил, законов, положений, инструкций), трансформируются в связи между сторонами. Эти элементы носят системный характер, то есть соответствуют условиям функционирования. Сущность взаимодействия человека (общества) в процессах жизнедеятельности обусловлена содержанием интересов сторон: человек — техника, человек — природа, природа — человек, человек— человек, человек — общество.
Связи в обществе — это конкретные информационные каналы, необходимые для реализации отношений хозяйствующих субъектов, органов государства и физических лиц. Объединим их в две большие группы:
— отношения материального производства;
— общественные отношения.
Связи между субъектами хозяйствования, органами государственного управления и права в инфраструктуре называют иначе системой деловых отношений, то есть бизнесом. В этой сфере интересы хозяйствующих сторон регулируются посредством договоров, отношений по разрешению разногласий, споров, судебных исков, реорганизаций, инвестиций, передачи прав, учреждения новых форм деятельности, заимствований, кредитования, дарения, сделок. Сфера управления ПХД — сфера профессиональной деятельности менеджера, сфера теории менеджмента как науки.

Задача управления обществом в системе его жизнеобеспечения

Такая задача чрезвычайно сложна в своей детализированной постановке, а тем более в реализации. Во все времена своего развития человеческое общество решало, решает и будет решать эту задачу. Она решается относительно объекта очень динамичного, непостоянного по
свойствам, в меняющейся внешней среде природы и условий взаимодействия внутри общества. Чтобы сформулировать задачу, целесообразно установить: структуру системы управления, объект управления и его связи, средства воздействия на него в процессах управления.
Главное при этом:

— найти элементы, которые правильно отражают структуру объекта в практике жизнедеятельности общества;
— обеспечить условие завершенности процессов управления в избранной структуре системы, так как в этом случае информа ционный процесс проходит от появления сигнала до управляющего воздействия и оценки, нового состояния объекта.
Постановка подобных задач не является строго аналитической. Но, осмысливая их и воспринимая критически, общество вырабатывает новые подходы в познании и практике решения подобных задач. Проблемными при этом являются, вопросы структуры процессов жизнеобеспечения, установки критериев оценки состояния системы, поиска конкретных связей и механизмов воздействия в процессах управления.
В системе жизнеобеспечения объектом управления являются отношения между субъектами ГИД, составляющие предмет профессиональной деятельности управленческого персонала. Задача управления сводится к регулированию этих отношений, к мотивации общества на переосмысление исходной информации о производстве различных благ и о состоянии средств производства для целей регулирования социальных последствий распределения благ, в том числе по общественно значимым направлениям развития отраслей народного хозяйства (промьшшенности, здравоохранения, образования, связи, сельского хозяйства и другим), в соответствии с принятыми в обществе приоритетами.

Структура системы жизнеобеспечения общества

Все природные процессы цикличны, они изменяются во времени и пространстве. Не является исключением и производственно хозяйственная деятельность общества. Экономические циклы — это периоды времени, в течение которых экономика страны проходит четыре типичные фазы развития: подъем, период стабильности (расцвета), спад и кризис.

Многие страны с рыночной экономикой к концу XX века научились сглаживать пики колебаний экономической конъюнктуры и предотвращать разрушительные кризисы. Для решения таких задач используется много разнообразных экономических инструментов.
Общепринятыми целями экономического развития, достижению которых должно способствовать государство, являются:
• создание условий экономического роста, развитие экономики в направлении увеличения производства и повышения качест ва товаров и услуг, нужных людям. Это является материальной основой для повышения уровня жизни каждого человека в обществе, если этот приоритет развития признан обществом;
• обеспечение полной занятости, создание условий для получения подходящих занятий всем, кто способен и стремится работать;
• обеспечение экономической эффективности, организация экономики таким образом, чтобы ограниченные ресурсы всех видов использовались с наибольшей отдачей и позволяли увеличивать благосостояние населения;
• сохранение стабильного уровня цен, предотвращение инфляции или резкого падения общего уровня цен, грозящего разорением производителям товаров и обнищанием незащищенных слоев населения;
• экономическая свобода, защита прав предпринимателей, руководителей фирм и рядовых граждан принимать свои экономические решения абсолютно свободно и самостоятельно в рамках действующих в стране прав и свобод;
• устранение диспропорции в распределении доходов;
• экономическая обеспеченность, создание за счет общества механизмов поддержки нетрудоспособных, пожилых и несовершеннолетних граждан, предоставление им возможности вести достойный человека образ жизни;
• поддержание торгового баланса, защита национальных экономических интересов страны в ее отношениях с другими государствами на мировом рынке.
Этот подход универсален. Даже нравственные отношения в обществе тоже «работают» по этой схеме, формируя духовное благо. Религия при этом также приобретает свою значимость и объективную необходимость как потребность человечества формировать в своем сознании образ всепрощающего идеала человека, что подтверждает объективную историческую необходимость существования религии. Эта потребность людей от инстинкта первобытного человека не исчезла до времен цивилизации, а наоборот, еще более развивается. Религия формирует нравственность, необходимую для жизни общества, как потребность и средство самосохранения.
Для управления процессами в системе жизнеобеспечения общества им придаются определенные организационные формы. Общество стремится к этому, так как иначе не получается разумного взаимодействия. Эти процессы изучаются и имеют формализованное отображение в виде моделей и форм организации. Существует много способов формализации моделей процессов для целей их познания и оперирования с ними.
Модель «жизни человека» в виде ситуационного графа, например, отражает состояние человека в различные периоды его жизни. Узлы отражают социальное состояние, а стрелки — связи и направления смены состояний во времени. Подобная модель, более детализированная, может служить основой системы учета и анализа состава населения территории по социальным признакам.

Модель жизни человека

В настоящее время появилось понятие «инвентаризация трудовых ресурсов» города, района, предприятия. Оно отражает формирование количественных оценок изменения общества по различным признакам, необходимых для определения его состояний, социальных сдвигов, прогнозов.
Рассмотрим упрощенную модель жизнеобеспечения общества (вариант ее построения на уровне региона). Под регионом понимают административную единицу (город, район, область) или их объединение, рассматриваемую как самостоятельную территориальную социально-экономическую систему. Структура такой системы представляет собой совокупность различных видов производительных сил, использующих ресурсы территории и производственных отношений, развивающихся в определенных пропорциях, и предназначенных для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, а также для обеспечения нормального воспроизводства населения и возобновляемых природных ресурсов территории.
Исходя из условий самоуправления, регион является воспроизводящей самоуправляемой системой, состоящей из управляемой и управляющей частей, которая включает в себя следующие элементы:
• территориальные ресурсы: природные, материально-технические, продовольственные, экологические;
• производственный комплекс, который объединяет производственную структуру по отраслям промьшшенности и сельского хозяйства и производственную инфраструктуру по видам деятельности (информационная, посредническая, обслуживающая);
• комплекс жизнеобеспечения объединяет: производственную структуру жизнеобеспечения (ремонт и строительство жилья, транспорт, связь); социальное обслуживание (услуга, защиту, профилактику здоровья, развитие личности);
• непроизводственный комплекс объединяет: общественные, правовые, управленческие и государственно-политические отношения.
Характер взаимодействия указанных элементов показан на рисунке

Схема функциональных связей элементов системы управления регион

Схема функциональных связей элементов системы управления регион

 

Территориальные ресурсы — основной регаонообразующий элемент, одна из важнейших составляющих производительных сил и экономической базы региона. Размеры территории и качественные показатели природных ресурсов определяют границы целостности, масштабы и возможности социально-экономического развития региона. Поскольку развитие производительных сил невозможно без рационального использования, обеспечения воспроизводства и повышения качества природных ресурсов, плата за них является одним из источников их содержания.
Природный комплекс (водный и воздушный бассейны, растительный и животный миры) является экономическим ресурсом жизнеобеспечения региона, от состояния которого зависит сама возможность жизни населения. Нормируемые показатели состояния окружающей среды ограничивают развитие производительных сил и социально-экономического развития региона, а выполнение этих показателей — один из основных критериев оценки деятельности органов управления.
Воспроизводство населения — это основа существования региона как социально-экономической системы. Поскольку в демократическом обществе прямое управление населением невозможно, так как это связано с ограничением прав человека, управление населением осуществляется путем контроля его демографического состава и правового регулирования взаимоотношений людей между собой и с юридическими лицами, защитой прав и свобод личности.
Производящая структура — элемент, составляющий основу производительных сил региона и определяющий в большой части финансово-экономическую базу местного самоуправления. Она включает в себя предприятия, организации и учреждения всех отраслей хозяйства, производящие товары и услуги, потребляемые частично внутри административного района, но в большей части — за его пределами. Развитие производящей структуры определяет размеры поступлений в местный бюджет, участие предприятий в создании и финансировании объектов жизнеобеспечения региона, уровень занятости и доходы населения.
Предприятия, организации и учреждения производящей структуры используют природные и трудовые ресурсы региона. Поэтому, имея хозяйственную самостоятельность, они обязаны законодательством координировать свои планы хозяйственной деятельности и социального развития с органами территориального управления, так как эти планы могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района. Также предприятия обязаны представлять органам территориального управления информацию, необходимую для осуществления их законодательно установленных полномочий.

Управление производящими структурами региона осуществляется в целях координации их деятельности для предотвращения негативных
последствий, организации совместных действий по социально-экономическому развитию региона, применения мер экономического регулирования, развития отдельных отраслей производства, соблюдения природоохранного законодательства, рационального использования
земли и природных ресурсов. Субъектам ПХД законодательством страны даны возможности по инициативе производителей (ЮЛ, ФЛ)
учреждать новые производственные структуры, обеспечивать их развитие или поддерживать режим стабильного воспроизводства, сокращать
объем производства или вообще его ликвидировать по своей инициативе, диверсифицировать свой капитал, осуществлять слияние капитала
или его безвозмездную передачу, выбирать виды деятельности, партнеров по бизнесу и многое другое.
Информация о всех предприятиях систематизируется по отраслям промьшшенности и видам продукции (работ, услуг), а также по регионам
РФ (краям, областям, регионам, городам). Каждое предприятие представлено с указанием его почтового адреса, телефонов, других каналов
связи и основной номенклатуры выпускаемой продукции. Вся информация базируется на данных официальной статистической отчетности и
других информационных систем, действующих в РФ.
Каждое предприятие имеет единые коды налогоплательщика, наличие нескольких расчетных счетов в коммерческих банках согласуется с
налоговыми органами. Не соответствующая законодательству организация деятельности производственных структур разного организаци-
онно-правового статуса относится к теневой деятельности и пресекается государством.
Рыночная инфраструктура — это элемент производительных сил региона, предназначенный для обеспечения работоспособности предприятий производящего комплекса и организации обмена и распределения товарной продукции, кооперирования деятельности при производстве продукции. Она состоит из предприятий, организаций и учреждений грузового транспорта, энергоснабжения, строительства и эксплуатации дорог, магистральных продуктопроводов, оптовой торговли, коммерческо-посреднического, финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения, информационного обслуживания, специализированного ремонта основных фондов.
Рыночная инфраструктура создает условия для самостоятельного формирования предприятиями программ производства и продаж продукции, ее физического продвижения до крупных покупателей, промышленных потребителей и оптовых фирм.
Развитая рыночная инфраструктура включает в себя:
— центры маркетинговых исследований;

— кредитно-справочные фирмы;
— рекламные агентства;
— финансовые компании;
— консалтинговые фирмы;
— аудиторские фирмы;
— инвестиционные компании;
— фонды;
— товарные биржи;
— ярмарки и аукционы;
— оптовые рынки сельхозпродукции;
— фирменные оптово-розничные торговые сети;
— торговые и комиссионные дома;
— бартерные центры;
— центры консигнационной торговли;
— брокерские конторы;
— дилерские фирмы;
— фирмы по комплектованию строек;
— закупочные фирмы;
— фирмы транспортно-экспедиционных услуг;
— монтажные фирмы;
— склады-отели общего пользования;
— государственные резервные склады и др.

Рыночная инфраструктура бизнеса

Рыночная инфраструктура бизнеса

 

Продукция и услуги рыночной инфраструктуры потребляются внутри региона и поставляются за его пределы. К этим структурам относят-
ся все положения, касающиеся предприятий производственной струмуры, в части их значения в социально-экономической системе административного района и применения мер регионального управления.

Комплекс жизнеобеспечения предназначен для создания условий производства ресурсов региона и удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Он включает в себя предприятия, организации и учреждения жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, пассажирского транспорта, обслуживающей население связи, розничной торговли, общественного питания, социального обеспечения, здравоохранения, образования, просвещения, культуры, отдыха и спорта.
Ввиду важности процессов жизнеобеспечения населения и специфики' объектов социальной инфраструктуры значительная часть их финансируется за счет средств местного бюджета или является муниципальной собственностью, что увеличивает степень влияния на них
органов регионального управления. Управление комплексом жизне обеспечения региона ориентировано на достижение его пропорцио нального развития, обеспечивающего условия оптимального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения.
Организационная структура территориального управления устанавливается «Положением (уставом) о местном самоуправлении» в пределах, установленных Законом РФ «О местном самоуправлении».
Региональное управление предусматривает регулирование экономиического и социального развития региона, направленное на:
• создание условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения и его оптимального воспроизводства;
• повышение эффективности использования земли, трудовых и природных ресурсов, обеспечения воспроизводства возобновляемых природных ресурсов;
• обеспечение охраны окружающей среды;
• обеспечение правовой и социальной защищенности населения.
Экономическое и социальное развитие региона регулируется в основном экономическими методами. Административные методы
применяются для воздействий при нарушениях действующего законодательства и в чрезвычайных ситуациях. Предприятия, организации и
учреждения всех форм собственности, составляющие производственную структуру, непроизводственную и рыночную инфраструктуры,
хотя и имеют хозяйственную самостоятельность, обязаны законодательством взаимодействовать с местными органами власти и управления и исполнять их решения, принимаемые в пределах, установленных законодательством.
Каждый- регион является составным элементом системы государственного управления. Поэтому на его территории действуют территориальные функциональные и целевые органы государственного управления — отделы и комитеты областных и правительственных органов управления. Задача этих органов — координация и контроль деятельности органов местного самоуправления и органов управления предприятиями, организациями и учреждениями для достижения конечныхцелей регионального самоуправления и государства, как единого целого, а также информационное обеспечение вьшгестоящих органов власти и управления. Поэтому взаимодействие органов местного управления с территориальными органами управления государства является необходимым составным элементом территориального управления.
Все виды субъектов ПХД, а также органы исполнительной власти и другие государственные учреждения подлежат регистрации и включению в государственный реестр. Основанием для этого служат следующие нормативные документы:
• «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ»;
• Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
• Положение о порядке ведения государственного реестра предприятий.
Несоответствующая организация деятельности производствен ных структур относится к «теневой» деятельности и пресекается государством.

Оценить статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал «Бизнес Страницы» Челябинск
Добавить комментарий