КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ИНСТАНЦИИ

Мелкого торговца всяк норовит обидеть и проконт­ролировать. Поэтому нелишне четко различать, кто именно действительно имеет на это право. Таких ин­станций насчитывается немало. Законодательные орга­ны и лично президент в настоящий момент работают над сокращением числа проверяющих в мелком бизне­се. Главная задача контролирующих инстанций — обес­печить безопасность товаров для потребителя. Эту за­дачу совместными усилиями выполняют Госсанэпид­надзор, Госторгинспекция, органы пожарной безопас­ности. Местные власти, в лице МВД и налоговые орга­ны контролируют законность торговых операций и пре­дотвращают сокрытие налогов. Контроль за соблюде­нием правил торговли осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по тор­говле и Государственный Комитет санитарно-эпидеми­ологического надзора Российской Федерации. Государ­ственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правитель­стве Российской Федерации основное внимание пере­носит в область оптовой торговли спиртными напитка­ми. Изготовитель и продавец товара вместе несут от­ветственность за качество товара перед каждым конк­ретным потребителем и перед обезличенным потреби­телем, интересы которого представляет и защищает государство. Для этого оно располагает системой сан­кций и штрафов по результатам инспекций и прове­рок и возможностью возбуждать судебные иски.

Мелкого торговца всяк норовит обидеть и проконт­ролировать. Поэтому нелишне четко различать, кто именно действительно имеет на это право. Таких ин­станций насчитывается немало. Законодательные орга­ны и лично президент в настоящий момент работают над сокращением числа проверяющих в мелком бизне­се. Главная задача контролирующих инстанций — обес­печить безопасность товаров для потребителя. Эту за­дачу совместными усилиями выполняют Госсанэпид­надзор, Госторгинспекция, органы пожарной безопас­ности. Местные власти, в лице МВД и налоговые орга­ны контролируют законность торговых операций и пре­дотвращают сокрытие налогов. Контроль за соблюде­нием правил торговли осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по тор­говле и Государственный Комитет санитарно-эпидеми­ологического надзора Российской Федерации. Государ­ственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правитель­стве Российской Федерации основное внимание пере­носит в область оптовой торговли спиртными напитка­ми. Изготовитель и продавец товара вместе несут от­ветственность за качество товара перед каждым конк­ретным потребителем и перед обезличенным потреби­телем, интересы которого представляет и защищает государство. Для этого оно располагает системой сан­кций и штрафов по результатам инспекций и прове­рок и возможностью возбуждать судебные иски.

14 июля 2001 г. Государственной Думой принят Фе­деральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В этом законе оговариваются права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных мероприятий государственными органа­ми. В основу закона полагается презумпция добросове­стности юридического лица или индивидуального пред­принимателя, по аналогии с презумпцией невиновнос­ти, и возможность обжалования действий должност­ных лиц при проведении мероприятий по контролю. При расхождении ведомственных инструкций с феде­ральным законом принимается приоритет государствен­ного закона. Органы государственного контроля не мо­гут взимать деньги с юридического лица или индиви­дуального предпринимателя на проведение мероприя­тий государственного контроля, но если в результате экспертизы были выявлены нарушения, предпринима­тель должен оплатить проведение мероприятий по кон­тролю. Контролирующие органы не имеют права полу­чать отчисления от сумм штрафов, взысканных по ре­зультатам проверок.

Мероприятия по контролю проводятся на основании письменных распоряжений (приказов) органов контро­ля. В распоряжении указывается номер и дата, фами­лия и должность лица, уполномоченного на проведе­ние проверки, наименование проверяемого юридичес­кого лица или фамилия индивидуального предприни­мателя. В распоряжении указываются нормативные акты, на основании которых проводится проверка, и сроки проведения проверки. Распоряжение заверяется печатью и предъявляется проверяемой стороне. Право на проведение проверки имеет только лицо, указанное в распоряжении. Продолжительность проверки не мо­жет превышать один месяц. В исключительных случа­ях при большом объеме экспертных работ этот срок может быть продлен не более, чем на месяц.

В отношении одного предпринимателя или юриди­ческого лица плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в два года. Внеплановые проверки могут прово­диться при аварийных ситуациях, нарушении техно­логических процессов, возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, при обращении с жалобами граждан или организаций. Ано­нимные обращения не могут служить основанием для внеплановых проверок.

По результатам проверки составляется акт, в кото­ром указываются дата, время и место составления акта, наименование контролирующего органа, номер и дата распоряжения о проведении проверки, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку, фамилия представителя проверяемой стороны и резуль­таты проверки, выявленные нарушения, ответственные лица. Представители проверяемой стороны могут при­сутствовать при проведении мероприятий по контро­лю, давать объяснения по возникающим вопросам, зна­комиться с результатами проверок, указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ак­тами и действиями проверяющих. Представители про­веряемой стороны могут обжаловать действия должно­стных лиц государственного контроля в администра­тивном или судебном порядке и потребовать возмеще­ния убытков, вызванных неправомерными действиями проверяющих. Юридические лица и предприниматели, препятствующие проведению мероприятий по контро­лю или не исполняющие предписания по результатам проверок в установленные сроки, привлекаются к от­ветственности согласно федеральному законодательству.

Оценить статью
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал «Бизнес Страницы» Челябинск
Добавить комментарий