Парфюмерно-косметическая продукция непосредственно соприкасается с кожей человека, поэтому должна отвечать самым высоким гигиеническим требованиям. По степени воздействия на организм человека косметические средства относятся к 4-му классу опасности — малоопасные. По микробиологическим показателям косметические жидкости должны соответствовать нормам безопасности. Они не должны оказывать общетоксичного, кожнораздражающего и сенсибилизирующего действия.
Парфюмерно-косметическая продукция непосредственно соприкасается с кожей человека, поэтому должна отвечать самым высоким гигиеническим требованиям. По степени воздействия на организм человека косметические средства относятся к 4-му классу опасности — малоопасные. По микробиологическим показателям косметические жидкости должны соответствовать нормам безопасности. Они не должны оказывать общетоксичного, кожнораздражающего и сенсибилизирующего действия.
Косметические жидкости представляют собой водные, водно-спиртовые или спирто-водные растворы, эмульсии или суспензии, содержащие активно действующие компоненты, красители, антиоксиданты, консерванты, душистые вещества и другие добавки. Все компоненты, входящие в состав косметических средств, должны быть разрешены органами Госсанэпиднадзора Российской Федерации. При изготовлении косметических жидкостей используется ректификованный этиловый спирт. На потребительской таре косметических средств, содержащих спирт, должна указываться его объемная доля. Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны в зависимости от физико-химических показателей. Их различают по сумме массовых долей душистых веществ, объемной доле этилового спирта, стойкости запаха и прзрачности. Косметические жидкости, содержащие ректификованный спирт, упаковывают во флаконы объемом не более 255 см3.
Кроме наименования, номера соответствующего стандарта и цены, на парфюмерно-косметических товарах указывают их назначение, перечисляют ингридиенты, входящие в их состав, действие препаратов и условия применения. Для жидких средств гигиены полости рта необходимо указывать противопоказания, предостережение «Не глотать», для фторсодержащих — массовую долю фторида, сведения о денатурирующих добавках.
Парфюмерно-косметические товары проходят предпродажную подготовку: их распаковывают, проверяют наличие информации к каждому изделию, визуально проверяется качество. По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмернокосметических товаров или с его заверенной копией (для товаров, произведенных в России).
Главное при приемке парфюмерно-косметических товаров — убедиться в их подлинности. Поскольку в магазине нет возможности провести анализ по химическим показателям, проверку проводят органолептически (по внешним признакам) на соответствие образцу. Образец-эталон можно получить у производителя или официального дистрибьютора. Обращают внимание на размеры упаковки, наличие заусениц на краях, для пластиковой и картонной упаковки — наличие сварных швов, качество пробки, совпадение размеров пробки и бутылки (флакона), герметичность упаковки. Упаковка косметических средств должна обеспечивать сохранность их качества. Тара и упаковка косметических средств должны быть изготовлены из материалов, разрешенных Госсанэпиднадзором для контакта с пищевыми продуктами. У пластиковых упаковок оценивается прочность пластика, прозрачность, отсутствие трещин и складок, а у картонных — твердость, глянцевость, качество склейки. Оценивается внешний вид содержимого, его органолептические свойства: цвет и запах. В случае сомнения товар следует направить в лабораторию для проведения химико-аналитического исследования. Для проверки соответствия косметических жидкостей проводят приемосдаточные и периодические испытания. Приемо-сдаточные испытания проводят по показателям: внешний вид, цвет, запах, объемная доля этилового спирта, водородный показатель pH. Периодические испытания проводят по показателям: массовая доля тяжелых металлов и микробиологическая чистота (для средств, содержащих не более 25% объемной доли этилового спирта). По специально представляемым изготовителем пробным экземплярам покупатель должен иметь возможность ознакомиться с качествами товара: запахом, консистенцией, оттенками.
При продаже упакованных товаров в целлофановой обертке или с фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое, сняв упаковку. Продукция в аэрозольной упаковке проверяется продавцом в присутствии покупателя.